Небольшой округ на окраине России, размерами немногим больше Усть-Ордынского, стал ареной напряженной политической борьбы
Здесь столкнулись высшие лица России - Путин, Миронов, Селезнев, Касьянов; администрация президента; ФСБ, группа и опальный олигарх Борис Березовский
Аргументы
За Против
В России слишком много субъектов. Для улучшения управления страной их число надо сократить. Кроме того, это позволит сократить число чиновников в регионах.
. Если в системе проблемы с управляемостью, то сначала надо навести порядок в Центре. В укрупненных субъектах объем управленческих задач вырастет, поэтому численность чиновников увеличится.
Объединение богатой области и бедного округа позволит уменьшить нагрузку на федеральный бюджет. Нагрузка на бюджет области не будет обременительной, так как население округа намного меньше населения области. Кроме того, федеральный бюджет поможет области. Бюджет области с присоединением округа получит дополнительные проблемы. Округ будет получать меньше средств из федерального бюджета, а областной бюджет не сможет компенсировать округу все потери.
Округ и область - это одно социально-экономическое пространство. Поэтому, если округ экономически не состоятелен, то его нужно присоединить к области. Укрупнение грозит потерей управляемости экономики. В регионах-гигантах теряется с предприятиями и учет интересов всех хозяйствующих субъектов.
В России существовали крупные губернии. Их разделение на области было проведено искусственно, поэтому их объединение естественно. Во-первых, история России показала, что регионы-гиганты плохо управляемы, и их надо снова уменьшать. Во-вторых, реорганизация сложившихся исторически областей и округов будет противоестественной и болезненной.
В укрупненных субъектах будут сохраняться национальные языки и культура. Другой аргумент: не будет национальных автономий в России - не будет национальных проблем. Без автономии в составе России сохранение национального языка и культуры сомнительно. Ликвидация национальных автономий вызовет проблемы, а не решит их.
Почти детективная история объединения Коми-Пермяцкого округа и Пермской области в 2003 году до сих пор вызывает множество вопросов. Что столкнуло всех этих людей в округе? Ожидает ли подобная судьба Республику Бурятия, Усть-Ордынский и Агинский бурятские автономные округа? И, самое главное, что смог получить округ взамен своей независимости?
К началу 2003 года тема укрупнения регионов стала одной из самых модных в российской политике. Кто-то видел в ней возможность повысить управляемость регионов со стороны федерального центра. Кто-то считал, что присоединение национальных республик и округов к областям позволит решить национальную проблему и растворить нерусское население в русском. Ну а кто-то полагал, что укрупнение позволит вернуться к системе назначения, а не избрания глав новых укрупненных субъектов страны.
В зависимости от ситуации озвучивались разные варианты укрупнения. Нынешние 89 регионов должны были превратиться в 20-50 новых укрупненных областей или губерний. Планы эти, конечно, не были реализованы, и, в конце концов, наиболее обсуждаемым стал вариант сокращения 5-6 автономных округов, в том числе Усть-Ордынского и Агинского. Первое место в списке занял Коми-Пермяцкий автономный округ, который должен был стать своего рода полигоном, на котором будет отрабатываться процедура присоединения.
Инициатором стал губернатор Пермской области Юрий Трутнев. Еще в начале 2002 года он пытался убедить главу округа Геннадия Савельева подписать совместный проект обращения к правительству России, без которого начать обсуждение объединения невозможно. Савельев проект не подписывает. В округе начинается кампания против объединения.
Видя, что усилий одного губернатора Перми недостаточно, 4 июля 2002 года в округ прибывают спикер Совета Федерации Сергей Миронов и полпред президента Сергей Кириенко. Совместными усилиями им удается уговорить Савельева продолжить переговоры и подписать-таки обращение.
После отъезда московских гостей процесс снова тормозится. Начальство устойчиво развивающейся области хочет округ , а начальство экономически слаборазвитого округа требует более-менее равноправного союза. В итоге согласование растягивается на многие месяцы. Тем временем федеральный центр направляет в Госдуму законопроект, укрупнение регионов. Согласно ему, округа должны лишиться и полномочий, и федеральных денег. Однако на пути Кремля встали главы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Главные добытчики нефти и газа России пригрозили бунтом, и в Кремле были вынуждены пойти им на уступки.
Только к началу 2003 года переговоры о присоединении округа сдвигаются с . В феврале Законодательные собрания области и округа одобряют объединение. По закону теперь остается только провести референдум, и фактически объединение можно будет считать состоявшимся. Одновременно главы области и округа подписывают договор и меморандум о создании нового субъекта Федерации. Документы содержат только самые общие пожелания. Гарантий, что они будут выполнены, в документах нет. .
Вскоре выяснилось, что на самом деле присоединение будет идти совсем по-другому, чем об этом говорилось ранее. Причем настолько , что высшее руководство округа официально заявляет: .
В марте 2003 года создается координационный совет , который возглавил бывший глава Законодательного собрания округа Иван Четин. Сторонники независимости встречаются с населением округа и издают газету, агитирующую против присоединения. Но, самое главное, оппозиция направляет в окружной избирком документы для проведения референдума со своей формулировкой вопроса о присоединении.
Технология объединения
Действия оппозиции серьезно встревожили сторонников объединения. Против них выступила вся административная верхушка округа. По ее оценкам, в случае объединения без работы останется около 2/3 чиновников федеральных и окружных структур. Появляются сомнения и в будущих результатах референдума.
Чтобы переломить ситуацию, в регион направляется бригада московских политтехнологов, а . В итоге позиция окружных властей сменяется на противоположную. . референдум торпедируется Центризбиркомом, куда были переправлены документы на экспертизу. По мнению ЦИК, представленные вопросы противоречат закону и не исключают .
Кульминация
Кульминацией борьбы с оппозицией становится День депутата, на который собираются депутаты всех уровней округа. На совещание приезжает зам. главы президентской администрации Владислав Сурков, под руководством которого подготовлено политико-экономическое обоснование объединения.
Начался этот день с совпадений. Ночью в гостинице окружного центра группа арестовывает представителя Бориса Березовского в России Михаила Коданева. Он обвиняется в организации убийства депутата Госдумы Сергея Юшенкова. Коданев хотел выступить на Дне депутатов против объединения.
Зато удалось выступить самому Борису Березовскому. В конце июня опубликовала его заявление - . Опальный олигарх комментирует заявление Путина, который . Тем не менее, утверждает Березовский, .
Совещание проходит довольно гладко. Из 14 желающих высказаться о будущем округа на трибуну пустили только 9. Восемь из них уверяли, что для округа нет ничего лучше, чем объединиться с Пермской областью. Единственный выступивший оппозиционер - Иван Четин - предлагает . Рядовые сельские депутаты устраивают ему почти овацию. Оппозиция предлагает свои условия объединения: сохранить округ как единое образование, сохранить избираемость глав округа и районов, увеличить число депутатов от округа в Законодательном собрании области и т.д.
Но даже после приезда Суркова вопрос о гарантиях выполнения обещаний и будущем статусе округа все еще остается открытым. Потребовался дополнительный приезд спикера СФ Сергея Миронова и полпреда президента Сергея Кириенко, чтобы глава округа Геннадий Савельев заявил, что избежать интеграции не удастся.
И все же сторонники независимости достигли определенных результатов. .
Зачистка
К 1 августа 2003 года завершен сбор подписей в поддержку референдума.
Сентябрь начинается со скандала. За 12 дней до объявления референдума в руки оппозиции попадает заключение департамента региональной экономики Минэкономразвития РФ об образовании нового субъекта под названием Пермский край. В нем говорится, что предложение, касающееся придания особого статуса Коми-Пермяцкому автономному округу в составе Пермского края, не может быть поддержано. Сам же округ, по предположению газеты , по сути станет обычным муниципальным образованием в составе края. Сторонники объединения не опровергают существования документа, утверждая, что .
В итоге с референдумом округ попадает в двусмысленную ситуацию. Вопрос на референдум утвержден, но вот формулировка его ставит будущее округа в полную зависимость от руководства области. . Имея численное превосходство в Законодательном собрании, представители области могут проголосовать за любой округа.
Скоро и говорить о гарантиях становится практически некому. Заглохла деятельность совета : Говорят, что с Иваном Четиным просто провели соответствующую . В Облизбиркоме зарегистрирована только одна группа противников объединения, тогда как сторонников объединения зарегистрировано 45 групп. При этом большая часть руководителей групп состоит на службе в администрациях районов и городов.
Пропаганда объединения набирает обороты.
Общество
1601