Общество
1788

Станет ли Каменск второй Новой Брянью?

Если закроется цементный завод, поселок рискует

остаться без рабочих мест и отопления

Убыточное предприятие не нужно собственникам из Красноярска. Для жителей поселка Каменска Кабанского района оно - основной источник существования. И там уже знают, как его можно спасти

Каменский цементный завод стоит уже три месяца. Из труб больше не идет дым, слита вода с оборудования. Из 600 человек коллектива остались на месте лишь охрана, следящая за тем, чтобы цеха не растащили по кирпичику, да кое-кто из администрации. Банкротство предприятие переживает не первый раз. Но производство полностью остановлено впервые.

Нельзя сказать, что сам по себе завод - ведущий в Каменске, где сконцентрировалась строительная промышленность. Но если он закроется навсегда, безработица и убытки грозят не только его непосредственным сотрудникам. Как нитка за иголкой, потянутся печальные последствия: останутся без сырья остальные предприятия, встанет ТЭЦ. Разруха грозит всему Каменску. , - бьет тревогу Виктор Чекин, заместитель главы администрации Кабанского района.

Спасти завод можно. Есть люди, которые уже сейчас знают, как именно, и готовы взять риск и ответственность на себя. Единственный вопрос - позволят ли им это сделать.

Закрыть нельзя помиловать

Что случилось с Новой Брянью?

Поселок Новая Брянь Заиграевского района приобрел печальную известность после того, как там около четырех лет назад вышла из строя котельная. Десятки людей две зимы подряд жили в размороженных квартирах, целые кварталы, когда-то благоустроенные, оказались заброшены и разорены. Восстановить поселок силами района невозможно: единственное градообразующее предприятие - завод - все это время находится в состоянии банкротства.

То, что убытки Каменского цементного завода исчисляются десятками миллионов, сегодня ни для кого в районе не секрет. Ситуация эта сложилась не вчера: в 2001 году недосчитались одного миллиона, в 2002-м - двадцати, в 2003-м - девяти. Плюс к этому двенадцать миллионов должны налоговикам, шесть - не выплачены во внебюджетные фонды. Хозяев и основных потребителей продукции завода - ОАО , расположенное в Красноярске, - подобное положение дел и раньше не особенно радовало.

А в 2004 году каменский цемент стал таким дорогим, что потерял всякую конкурентоспособность по сравнению с предприятиями, расположенными в других регионах, в том числе в самом Красноярске. Каменское предприятие оказалось просто ненужным. Руководство написало заявление о признании его банкротом. 4 марта состоялся арбитражный суд, который и принял такое решение, назначив на семь месяцев внешнее наблюдение.

Но фактически завод не работает уже с нового года. Основная причина - в полтора раза выросшие затраты на электроэнергию: они составляют 23 процента от себестоимости цемента. Только для того, чтобы рассчитаться с энергетиками в 2004 году по новым тарифам, понадобится 30 миллионов рублей. Прибавить к этому расходы на железнодорожные перевозки, ремонт и амортизацию оборудования - и себестоимость цемента вырастает так, что проще не производить его совсем.

Минимальные социальные гарантии сотрудникам, которые уже третий месяц сидят без работы, профсоюз смог обеспечить: люди получают по две трети от среднего заработка, никто из них не был сокращен, рассказала Галина Типиренко, председатель профкома завода. Но народ находится на грани бунта, вставал вопрос даже о том, чтобы бойкотировать выборы президента.

Проблема в том, что бесполезный для красноярцев завод-обуза жизненно необходим каменцам: он - первое звено в цепочке местных градообразующих предприятий. Без него, как поставщика сырья, гораздо более затратной и рискованной станет работа Тимлюйского завода асбоцементных изделий и завода железобетонных изделий, отпадет необходимость в услугах Каменского автотранспортного предприятия. Встанут они - останутся безработными 90 процентов жителей поселка. Более того, именно через цемзавод идет обеспечение углем местной ТЭЦ, которая отапливает 80 процентов всего поселкового жилья. Люди, крепко засевшие в отпуска, постепенно теряют надежду, что завод когда-нибудь оживет, утверждает Галина Типиренко. А призрак размороженной Новой Бряни тем временем обретает все более реальные очертания.

Спасительный тандем

Для судьба Каменска не слишком актуальна, утверждают представители профкома.

- Мы понимаем, собственники не хотят вкладывать деньги, которые не окупаются, - говорит Галина Типиренко. - Но у них такое двоякое отношение: они вроде не собираются нас бросать, но и помогать не собираются.

Между тем, получи Кабанский район от хозяев завода карт-бланш, положение можно было бы поправить своими силами. Шиферный завод, расположенный в Каменске бок о бок с цементным и официально называющийся , относительно успешен. И его руководство готово помочь выйти из кризиса, создав своеобразный тандем из двух заводов.

Производство у них, по сути, общее: одни получают цемент, вторые перерабатывают его на шифер. Всегда иметь под боком сырье для Тимлюйского АЦИ очень важно.

- Конечно, мы можем получать цемент и из Ангарска, - объясняет директор завода Сергей Савватеев. - Но у нас непрерывное производство, ежесуточно требуется 3 вагона цемента, а железная дорога работает неритмично. Закупать сырье впрок тоже не можем: складов нет.

Местный цемент поможет избежать и транспортных расходов: он поступает с одного завода на другой напрямую, по трубе. Такая техническая особенность не случайна: до 1966 года это и было одно предприятие.

Сегодня на шиферном заводе уже разработаны конкретные предложения насчет того, как спасти коллег. Идеи, в общем, лежат на поверхности: во-первых, цементному срочно нужны инвестиции, но банкроту кредит никто не даст. Шиферный завод готов, заручившись поддержкой правительства республики, взять этот кредит на свое имя. Для того чтобы запустить цемзавод, на общем фоне его убытков нужно не так уж и много: 21 миллион рублей. Во-вторых, возобновив производство, готовый цемент можно будет продавать по региональным дилерским сетям Тимлюйского АЦИ вместе с шифером: к примеру, только в Монголию в прошлом году ушло 45 вагонов.

- За наш счет мы можем поставлять им по своим каналам сырье и материалы, - говорит Сергей Витальевич, - за счет парка механизмов - сократить общезаводские затраты, укрепить ремонтную службу своими кадрами...

Предложения эти переданы в Красноярск. Главное - меры нужно принимать, не откладывая. Чтоб успеть запустить завод к середине апреля, необходимо уже сейчас начать комплектацию, сбор сырья и материалов. Тогда и люди поверят в то, что их предприятие все-таки оживет. Ведь вернуться к хорошо забытому старому Сергея Витальевича подвигают не только экономические доводы: взвалить на свои плечи завод-банкрот, вся стоимость которого в несколько раз ниже долгов, - большой финансовый риск.

- Но мы все в этом поселке живем, - говорит Савватеев. - Ну ладно, мы будем работать, как работали. А как же остальные? Я боюсь даже говорить о тех последствиях, которые могут наступить. Другого выхода нет: нужно туда заходить и начинать работать. Либо падать вместе, либо вместе выруливать из ситуации.

Директор Каменского цемзавода Николай Силаев отказался как-либо прокомментировать положение вещей. Но Галина Типиренко и Анна Врублевская, председатели профкомов обоих заводов, выразили общее желание двух коллективов - объединиться и работать вместе под руководством Савватеева. С таким предложением они уже вышли на районную администрацию и президента республики. Решиться вопрос должен в ближайшее время. Все будет зависеть от мнения , готовности правительства республики помочь и назначения внешнего наблюдателя.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях