Общество
2281

<Гэсэр> спустился с небес

Впервые на сцене театра оперы и балета прошел спектакль на бурятском языке. 9 марта состоялась премьера оперы Анатолия Андреева

Постановка, к которой создатели шли долгих восемь лет, вызвала повышенный интерес у улан-удэнских театралов

Она стала этапной в истории театра, считает музыковед Татьяна Дугарова. Это первая опера, написанная по мотивам великого эпоса . К созданию спектакля была привлечена многочисленная международная постановочная группа: дирижер Жагваларын Бурэнбэх, художник Гунгаасух, певица Хорлоо Уртнасан из Монголии, режиссер Сергей Бальжанов и балетмейстер Олег Игнатьев.

Еще одной сенсацией стало появление на оперной сцене Галины Шойдагбаевой, голос которой улан-удэнские меломаны давно уже не слышали. Кроме примы, в спектакле участвовали все лучшие вокальные силы театра: Саян Раднаев, Батор Будаев, Григорий Багадаев, Ольга Аюрова, Елена Шараева и другие.

Истинным украшением спектакля стало сценическое оформление монгольского художника Гунгаасуха. Часть эскизов была выполнена на белом войлоке, и после премьеры они попали в театральный музей.

Спектакль отличался и режиссурой с присущими для Сергея Бальжанова зрелищностью, динамизмом и неожиданными эффектами.

- Постановка оперы - моя давняя мечта, - рассказал Бальжанов. - И я страшно рад, что мне удалось поставить именно . Все же в опере главное - это музыка, по этой причине мне, драматическому режиссеру, было сложно найти гармонию между музыкой и действием.

Сюжет разворачивается в трех мирах - на небесах, на земле и в царстве умерших. По замыслу режиссера партию Гэсэра исполняли два солиста - Батор Будаев и Дамба Занданов. Будаев играет земного Гэсэра, а Занданов - его воплощение на земле. Главную роль в спектакле сыграла и спела Галина Шойдагбаева. Вокруг ее героини, красавицы Урмай-Гоохон - жены Гэсэра, разворачивается сюжетная линия спектакля. Галина Шойдагбаева показала прекрасную певческую форму и стала идеальной создательницей центрального образа, считает Татьяна Дугарова.

- Национальная опера для меня - находка, редкая удача, - рассказала Галина Шойдагбаева. - Пела я с удовольствием, просто с упоением, партия мне нравится. Но мне хотелось бы еще большего психологического проникновения, большего действия и пения.

Как и должно быть в оперном спектакле, в центре была музыка. Ощущения, возникшие от нее, были разными. Порой не хватало истинной симфонической мощи, которая должна была усилить героическое начало, считает Татьяна Дугарова. Гораздо лучше звучали лирические эпизоды.

Сам автор, композитор Анатолий Андреев, говорит, что оперой завершился важный этап в его творческой карьере. Музыка к была написана еще в 2000 году, но премьера стала возможна только сейчас. От написания песен композитор перешел к созданию крупных музыкальных произведений. , - поделился автор гимна республики и самых популярных бурятских песен.

Долгожданная премьера и ее успех у публики стали заслуженным итогом напряженной коллективной работы театра.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях