Общество
4200

Забытый художник

Признанный мастер кисти Лубсан Доржиев на склоне лет живет в варварских условиях

86-летний Лубсан Доржиевич Доржиев - один из изобразительного искусства Бурятии. В прошлом году его работы в числе других представляли современное изобразительное творчество Бурятии в Москве

Всероссийское признание и регалии народного художника РБ, лауреата Государственной премии РБ, члена Союза художников России не смогли обеспечить ему спокойную старость и благоприятные условия для жизни и творчества. Вот уже 15 лет Лубсан Доржиев живет один в своей творческой мастерской. , - говорит художник. Его окружают только картины, которые от сырости начали покрываться плесенью.

В хлипком дощатом доме, являющемся частью так называемого , в поселке Исток, холодно. Кажется, даже на улице в эти весенние дни гораздо теплее. Условия явно неблагоприятны для хранения картин - они начали трескаться. Плесневеют и эскизы многочисленных орнаментов, когда-то принесшие автору всероссийскую известность. Им даже была посвящена отдельная монография , вышедшая в 1992 году в московском издательстве .

Жизнь, отданная творчеству

Скромную обстановку домика замечаешь в последнюю очередь - взгляд сразу приковывают картины. Они занимают все стены, стоят на столе в несколько рядов, на полу, прислоненные к стене. Яркие и пастельные краски, самые разнообразные сюжеты, автор - натура разносторонняя и не придерживающаяся какой-то одной конкретной тематики.

На почетном месте, сразу у входа в углу, портрет Чингисхана, когда-то восстановленный с древнего изображения, якобы написанного непосредственно с великого воителя. Под картиной, посвященной памяти Индиры Ганди, сценки из народной жизни. Портрет умершей сестры соседствует с пейзажем, за которым проглядывается картина на явно мифологический сюжет в стиле (традиционного искусства). Рядом наблюдают небо , строго смотрит знаменитый генерал Гармаев, а чуть повыше Иосиф Сталин. В маленькой соседней комнатушке взгляд привлекают Венера, скорее напоминающая буддийскую богиню Тару, и яркая картина , на которой советские и американские космонавты изображены верхом на лошадях, в эдаком советско-лубочном стиле. Еще одна комната полностью религии - здесь только буддийские танка.

Сегодня Лубсан Доржиев единственный в Бурятии художник, пропагандирующий именно бурятское искусство, . Все его работы, даже на современные темы, выполнены в старой, традиционной технике, рассказывает Татьяна Дашиева, заслуженный художник РБ.

Самоучка из народа

Лубсан Доржиевич Доржиев родился в 1918 году в селе Тохой Селенгинского района. Окончил Загустайскую среднюю школу, затем Иркутское авиационно-техническое училище - вот и все образование. Прошел всю войну в составе 219-го Дальневосточного бомбардировочного полка, имеет медаль . Потом работал в основном художником в кинотеатрах , , . Хотя художественного образования не имеет.

- Он говорит: буряты должны рисовать на бурятскую тему, - говорит Татьяна Цыреновна, несколько лет прожившая по соседству с мастером. - Как раньше предки рисовали, он это восстанавливает.

Художник не может точно сказать, когда именно начал писать. С раннего детства вырезал по дереву, а первая художественная работа красками - это, наверное, изображение дракона, написанное на ткани и ставшее настенным ковриком. Он с трудом виден на тусклой семейной фотографии, которая датируется 36 - 37-м годом. Точно Лубсан Доржиевич не помнит - память в последнее время сильно подводит мастера.

У него нет любимой картины, каждая дорога по-своему.

- Ни одну картину я просто так не делаю, в каждую что-то вкладываешь от себя, - говорит престарелый художник. - У каждой картины своя судьба, своя история.

Поэтому и не соглашается мастер продавать свои детища. Лишь однажды, по его словам, в начале 90-х годов, во время приезда Далай-ламы, он уступил настойчивым просьбам одного корреспондента из Гватемалы. Как он рассказывает, , продал ему за 150 долларов. Но потом сразу восстановил картину и даже в большем размере. На этом полотне запечатлено одно из редчайших явлений природы - прохождение Меркурия по диску Солнца в 1973 году. Лубсан Доржиевич вообще большой поклонник астрономии. Хорошо разбирается в карте звездного неба, не пропускал ни одного значительного небесного явления и почти всю жизнь выписывал журнал . Этой теме у него посвящено несколько картин, включая одну из последних - , написанную в 1997 году.

Одинокая старость

На помощь со стороны Лубсан Доржиев особо не рассчитывает. Сам колет дрова, ходит в магазин, готовит и стирает. Помочь ему некому. Родственники есть, но они . Иногда только помогает один соседский парнишка. Да теперь и деваться Доржиеву некуда - квартиры в городе он лишился в силу семейных неурядиц.

В общем-то на жизнь Лубсан Доржиевич не жалуется. Тяжело, конечно, но больше всего он сетует на холод - в таких условиях нельзя снова начать писать, как хотелось бы. Несмотря на преклонный возраст, немощность и неблагоприятные условия, 86-летний художник полон творческих планов. Сейчас он бы хотел вплотную заняться живописью маслом. В основном его работы написаны темперой, натуральными красками.

- Я ведь, когда художником работал, больше гуашью рисовал. А темпера почти то же самое. От масляной краски кисти-то постоянно вытирать надо, перемажешься весь. Вот я и пошел по пути наименьшего сопротивления, что ли, - смеется Лубсан Доржиев. - Планы всегда есть, материалы есть. Я мог бы еще очень много сделать, если бы помощь была.

Творческий Союз художников (ТСХ) оказать мастеру поддержку пока не в состоянии. Хотя в преддверии 70-летнего юбилея творческого объединения, который будет праздноваться в этом году, кое-какая материальная помощь планируется, сообщил Баир Тайсаев, председатель ТСХ. Что же касается выделения благоустроенной жилплощади ветерану и творцу, то этот вопрос Союз художников решить не в силах.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях