Улан-удэнка написала книгу, по-новому раскрывающую знаменитый эпос
, - считает улан-удэнка Любовь Баирова, сумевшая прочитать древние бурятские сказания глазами современного физика
Любовь Баирова - худенькая скромная женщина с быстрыми черными глазами - большую часть жизни была человеком, весьма далеким от какой-либо философской или культурологической деятельности. Склад ума у нее для этого, как считала сама, слишком реалистический, четкий - недаром окончила в свое время физико-математический факультет БГУ. Однако сейчас Любовь Карловна собирается защищаться как соискатель ученой степени кандидата наук по культурологии. А написанная ею книга , которая на днях выходит в свет в издательстве БГУ и станет основой кандидатской диссертации, интересна не только для простого читателя, но и для ученых.
- Работа была очень большая проделана, кропотливая работа. И тем она интересна, что занимался ей человек не с базовым философским или филологическим образованием. Книга абсолютно логична, - считает профессор Любовь Абаева, ведущий сотрудник Института монголоведения СО РАН, ставшая одним из первых читателей книги.
А сама автор к такому необычному для себя предмету исследования пришла почти случайно. Просто в один прекрасный день увлеклась психологией, методиками преодоления жизненных неурядиц и пришла к выводу, что для того, чтоб , необходимо обращение к богу. Одна какая-либо религия ее не заинтересовала, хотелось более полного знания. Так Любовь Карловна открыла для себя ученых-эзотериков, которые дают . Зачитывалась Рерихом, Блаватской, радовалась, находя в их учениях электрополя и волны.
- Все это было родное, близкое и потому понятное, - смеется она.
А года два назад Баирова первый раз в жизни открыла - захотелось узнать больше об истории своего народа. Начала читать и с удивлением обнаружила, что находит в эпосе все, о чем узнала у эзотериков, с легкостью понимает зашифрованный в тексте смысл.
- Сам текст вдруг начал мне , - рассказывает она. - Запев - это история Платона, богатыри - не люди, а физические явления, энергополя, которые наука еще не изучила.
Нашлось в тексте эпоса и весьма близкое к современной точке зрения описание рождения Вселенной, и стихийных бедствий вроде падений астероидов, и даже визитов инопланетян. Интереснее же всего оказался сам образ Гэсэра.
- Гэсэр семиричен, - объясняет Любовь Карловна, - в нем семь аспектов: он и небесное тело, и духовная сущность, и энергия, и культурный герой...
Причина такого обилия сведений в тексте мифов, по мнению Любови Баировой, в том, что сами они, по сути, не сказки, а источники древнего знания, которые жрецы через сакральные тексты пытались донести до потомков.
- Тексты улигеров связаны с шаманскими текстами, - говорит она. - Человека писать, он думал: не напишу, случится что-то плохое...
Нечто похожее произошло и с самой исследовательницей: открытий было так много, что ей казалось, что она , если не поделится своими мыслями. Текст рождался неожиданно легко: было такое ощущение, что его приходится лишь переносить на бумагу. Объем работы получился большой: четыре толстенькие книги. Первая, та, что готовится сейчас к изданию, и станет основой для кандидатской диссертации Баировой.
- Хотя, конечно, там будет намного меньше мистики и намного больше науки, - заверила автор.
Впрочем, ошибка современного подхода к древности, по ее мнению, именно в том, что ее рассматривают как дикарскую, ненаучную точку зрения. Никто, кроме ученых-эзотериков, не относится к мифам всерьез.
- А ведь люди - это интеллект планеты, - воодушевленно говорит Любовь Карловна. - Сейчас они вспоминают свою историю. Люди запутались: много богов, много религий. А вся наука зашифрована в священных писаниях. Нужно только понять...
Математик как лучший филолог
Именно математическому складу ума автора книга обязана своей стройностью, считает доктор наук Любовь Абаева, которую Баирова попросила прочитать и оценить свое творение.
- Когда физики или математики берутся за культурологические исследования, - говорит Любовь Лубсановна, - они по-новому видят весь гуманитарный блок.
Изучением как такового занимались многие бурятские ученые, наиболее известны среди них Алексей Уланов и Сергей Чагдуров (он же стал рецензентом книги. - Авт.), хотя в советское время это было сопряжено с большими трудностями: за обращение к бурятскому эпосу обвиняли в национализме. Традиционно Гэсэра считают культурным героем: предполагается, что в мифах о нем отражены реальные исторические события. Любовь Баирова развивает идеи своих предшественников и идет дальше: она рассматривает Гэсэра в целом комплексе, как несколько эманаций, связывает его со всеми стихиями, с небом, землей.
- Для массового читателя это должно быть очень интересно, - говорит Любовь Лубсановна. - Это хорошая культурологическая работа, акцентирующая древнее мифотворчество бурят.
Однако интерес работа Баировой представит и для научного мира. Книга - достойная основа для кандидатской диссертации. А самой Любови Карловне, безусловно, стоит заниматься исследовательской деятельностью дальше, с тем чтобы сказать свое собственное слово в науке.
Общество
2356