За это 75-летняя Хандама Анандаева из Улан-Удэ получила золотую медаль
Пенсии бабушки Хандамы иногда не хватает даже на то, чтоб заплатить за коммунальные услуги. Но каждый месяц она посылает в Москву хотя бы 20 рублей,
В чистенькой квартире с выкрашенными в ярко-желтый цвет полами скромная обстановка: простая металлическая кровать, старенький диван. Но хозяйка дома, как бы ни была стеснена в средствах, не привыкла думать только о себе: . Несмотря на преклонный возраст, состоит бабушка в шести общественных организациях, помогает людям, чем может. На стене у нее висят портрет Сталина и ковер с профилем Ильича. Партия научила меня такой жизни, с гордостью говорит Хандама Дашиевна. И своим убеждениям она осталась верна навсегда.
У бабушки Хандамы знаков отличия немало: всего 16, начиная от медали ударника коммунистического труда и заканчивая медалью Далай-ламы. В праздничные дни она надевает национальный костюм, на грудь которого приколоты все награды. Но больше всего гордится она пятью медалями, полученными от Фонда мира: тремя серебряными, двумя золотыми. С 1985 года она каждый месяц перечисляет туда хоть немножко денег.
Идею эту ей лет тридцать назад подсказал хамбо-лама Иволгинского дацана, с которым дружил отец Хандамы Дашиевны. В дацан к нему коммунистке Анандаевой приходилось ездить тайком, надевая платок и старое платье, но именно там она впервые увидела золотую медаль мира - хамбо-лама стал первым человеком в Бурятии, которому Фонд вручил ее. Когда в середине 80-х Анандаева стала пенсионеркой, мысль о борьбе за мир пришла сама собой.
- Думала тогда - как жить? - говорит бабушка. - Я человек веселый, всю жизнь работала активисткой по линии профсоюза и партии. 15 лет работала внештатным инспектором народного контроля! Везде успевала. Однако я начну что-то делать! У меня мамин брат на войне погиб. Ради него я и буду вносить, чтоб на белом свете войны не было...
Получала в ту пору 132 рубля в месяц - 10 из них отдавала на благотворительность. Уже через год ее деятельность оценили по достоинству: Хандаму Дашиевну пригласили на заседание Бурятского представительства Фонда мира и вручили серебряную медаль. Радость для нее, тогда еще , пятидесятишестилетней, была огромная: просто не верилось, что ее скромный вклад достоин такого почета. Медалистку пригласили на съемки на телевидение и даже заплатили гонорар - 7 рублей 43 копейки. На радостях бабушка взяла с собой в магазин младшего сына Баира и накупила на эти деньги целую сумку вкусных вещей.
С тех пор менялись правительства и курс рубля, бабушка Хандама путалась порой в количестве нулей на купюрах, но ни разу не пропустила ни одного месяца, чтоб не сделать отчисления. Пачка квитанций, которая скопилась у нее за 20 лет, уже толщиною с добрый кирпич. Сумма ее взноса в дело мира - 146 тысяч 950 рублей. Еще две серебряные и две золотые медали получила она из Фонда мира за эти годы. Столько нет ни у кого в Бурятии. Последнюю вручили ей в январе текущего года.
Медаль - дело престижа, другого поощрения, кроме грамоты, к ней не полагается, да и Фонд сегодня не богат. , - смеется бабушка Хандама. А в 1993 году, вместе с очередной наградой, Фонд мира премировал ее туристической путевкой в Индию.
В аэропорту в Москве на старушку в национальном восточном уборе обратил внимание лама из Тибета. Переводчица объяснила Хандаме Дашиевне, что он потрясен четками из настоящего сандала и кораллов, которые висели у нее на шее. Монах благословил пожилую женщину и объяснил, что четки эти - очень большая редкость и ценность. Анандаевой они достались от матери, той от ее матери, уже пять поколений хранится в семье эта реликвия. А для бабушки Хандамы так же важно, чтоб и ее дети и внуки берегли не только ее вещи, но и продолжали ее дела.
- Помогают мне дети, кормят меня. Но в Фонд мира пока никто больше не перечисляет, - вздыхает она. - Для этого очень большую ответственность надо... Внучка говорит, пойду на пенсию скоро - тогда и начну, как ты!
Общество
1915