Новый закон позволит нуворишам скупать леса в частную собственность
Правительство России в надежде улучшить положение лесной отрасли в 2002 году начало разрабатывать новый Лесной кодекс. Но долгожданный проект, который был представлен для обсуждения законодателям, подвергся жесткой критике
В штыки его восприняли и в регионах, где лес является основным природным богатством. Бурятия как территория водосборной части Байкала заняла в этом вопросе особую позицию.
- Если этот проект вступит в законную силу, в частную собственность без участия Республики Бурятия как субъекта Федерации может быть передана большая часть лесов. А ведь у нас уникальный лесной регион! Закон не должен ослаблять существующие ограничения на лесопользование в защитных лесах, что приведет к их уничтожению, в том числе под видом санитарных рубок. Пункты, предполагающие ослабление таких ограничений, должны быть устранены из проекта Лесного кодекса, - считает Александр Лубсанов, председатель Народного Хурала РБ.
Спикер парламента Бурятии не одинок в своем мнении. Представители всех регионов России настаивают на выработке норм, регулирующих порядок и критерии разграничения собственности на лесной фонд. По их мнению, нужно четко понимать, что есть собственность федеральная, субъектов РФ, муниципальных образований и частная собственность.
- Самые ожесточенные споры вызвало заявление заместителя министра экономического развития и торговли РФ Мухаммеда Циканова. Он как один из разработчиков нового Лесного кодекса сообщил, что правительство РФ выступает за продажу лесных участков исключительно на аукционах. По его словам, продажа чего-либо по конкурсу - это всегда коррупция и это самая непрозрачная процедура из всех возможных.
С представителем правительства категорически не согласился вице-спикер Законодательного собрания Ленинградской области Андрей Нелидов. Аукцион означает победу денег, и только денег, отметил законодатель. .
- В итоге мы поддержали предложение вице-спикера Заксобрания Ленинградской области о необходимости включения в новый Лесной кодекс нормы, по которой бы только сами регионы решали, какой способ продажи выбрать. В ближайшее время будем готовить в Бурятии парламентские слушания по этому вопросу, - сообщил Александр Лубсанов.
Единственный источник дохода
Тех, кто занимается лесным бизнесом, больше беспокоит, что они лишатся единственного источника дохода. Новый закон предоставляет возможность одному богачу взять все леса какого-то региона в аренду, а в дальнейшем оформить их в частную собственность. Он получит право передавать участки леса для заготовки древесины другим лесопользователям.
- В таких удаленных от города районах, как Баргузин и Еравна, множество лесопользователей, у которых нет средств, чтобы взять участки леса в аренду. У нас просто не хватит на это оборотных средств. По новому Лесному кодексу мы, представители мелкого и среднего предпринимательства, попадем в зависимость от одного человека. Появится свой лесной олигарх. И, скорее всего, иностранец, - беспокоится предприниматель из Еравнинского района.
Под люди, зарабатывающие на лесе, имеют в виду китайские компании. Ведь только слепой не видит, в сторону какой границы едут тяжело груженные лесом составы и .
- Меня удивляет, что нас обвиняют в том, что мы хищнически захватываем леса. На самом деле местные жители сами наперебой предлагают лес, вырубленный в незаконных местах, - удивляется китайский предприниматель, пожелавший остаться неизвестным. - Вы посмотрите, что по трассе на Мухоршибирь творится. А в бывших леспромхозах? Там для рабочих лес - источник дохода, который немедленно уходит на алкоголь.
В преддверие хаоса
Согласно проекту, фактически в Российской Федерации не будет единой системы управления лесным фондом. У специалистов лесного хозяйства это вызывает больше всего нареканий.
Новый Лесной кодекс предлагает крайне запутанную систему управления лесными богатствами страны. Первый орган занимается нормативно-правовым регулированием, второй управляет собственно лесным фондом. Третий осуществляет надзор за соблюдением законодательства. Распределение полномочий между этими тремя органами крайне запутано.
Например, полномочия органа по управлению лесным фондом предусматривают организацию борьбы с лесными пожарами. При этом полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора даны органу по надзору за соблюдением лесного законодательства. Дробление этих функций между двумя ведомствами затруднит организацию борьбы с лесными пожарами и приведет к неразберихе и хаосу, считают те, кто сейчас работает в государственной лесной охране. Самое страшное, что в проекте не предусмотрены структура по тушению пожаров и даже финансирование специализированной лесопожарной службы. При вступлении в силу проекта Лесного кодекса в предлагаемой редакции лесхозы как федеральные государственные учреждения фактически ликвидируются. А это значительно пополнит число безработных в сельских районах.
Введение частной собственности приведет к ограничению посещения леса местным населением. Даже сегодня есть примеры, когда арендатор ставит шлагбаумы на лесных участках, ограничивая доступ населения для отдыха, сбора грибов и ягод. Все для такого рода ограничений должны быть устранены из законопроекта. Ограничения на пребывание в лесах могут устанавливать только органы власти или суд - в оговоренных законом случаях.
Финансовая сторона
Проектом вообще не предусмотрено финансирование мероприятий в лесах, находящихся в государственной собственности. Председатель Народного Хурала беспокоится о том, чтобы новый закон не повторил судьбу Закона .
- Лишь бы он не превратился в очередной декларативный закон. На практике государственные леса скорее всего будут занимать наибольшую площадь. Ведь и в настоящее время 70 процентов территории лесного фонда лесопользователями не востребованы. Отсутствие схемы и гарантий государственного финансирования приведет к невыполнению лесовосстановительных мероприятий в необходимых объемах, а также к ухудшению породного состава лесного фонда и снижению уровня охраны лесов, - заключил Александр Лубсанов.
Общество
1468