, - поражался якутский эвенк Иван Атласов, впервые побывавший 17 - 18 июня на празднике в эвенкийском хошуне Автономного района Внутренняя Монголия КНР
знаменует приход лета, пору, когда кукует первая кукушка. Торжества проходили в городе Наньтун, куда съехались гости из соседних хошунов, делегации японцев, российских эвенков и бурят от Центра эвенкийской культуры . Это была не первая встреча тех, чьи предки не по своей воле оказались за границей в начале прошлого века, и тех, кто живет в родных местах.
Сейчас в Китае 30 тысяч эвенков и 7 тысяч бурят - ничтожное количество в самой большой по численности населения стране мира. Тем не менее они сохранили свою культуру, не утратили чувства близкого родства с сородичами и дорожат утраченными ранее связями с ними. стал праздником единения разделенных народов. А для гостей он стал еще и открытием неукротимого духа диких кочевников, сохранившегося в ковыльных степях Внутренней Монголии.
На скачках побеждают девочки
В первый день в шесть утра начались конные скачки на дистанции 20 километров. По ровной, как стол, степи в клубах пыли неслась лавина. Одновременно стартовало 208 лошадей, управляли которыми и взрослые, и дети. Скакали без седел. По всей длине дистанции десятки навороченных джипов неслись по бездорожью, сопровождая взмыленных лошадей. Болельщики за рулем сигналами клаксонов то ли гнали коней, то ли подбадривали всадников. По мере приближения к финишу всадники растянулись в длинную вереницу.
Победил конь, принадлежавший баргуту (баргуты - монголоязычные племена). Им управляла девочка лет десяти. Двадцать километров она проскакала за 29 минут. , - говорили про нее земляки. Наездница молчала, не выражая своих чувств, и только поглаживала шею остывавшего под попоной коня. А лавры победителя достались хозяину лошади, немолодому степенному баргуту в национальной одежде. У монголов считается, что самое сложное - это вырастить и подготовить к бегу скакуна, а наездник всегда найдется.
Смешная корова
На другой день на ипподроме началось основное торжество. Праздник открылся парадом. Строем шли одетые в национальные костюмы девушки и юноши, они представляли многочисленные народы хошуна, солдаты несли знамена, бежали вприпрыжку пионеры, вразвалочку шли борцы. Завершили парад коровы симментальской породы, известной высокими надоями. Домашние животные также шли строем, но одна из них оказалась с норовом, рвалась из строя, а дояр, упираясь каблуками в землю, изо всех сил тянул повод на себя. Буренка вертелась вокруг него юлой и снова бросалась в сторону. Строптивица вызвала изрядное веселье у публики.
По прошествии некоторого времени рогатых участниц парада стали доить, дабы выяснить их молочную продуктивность. В этом конкурсе лидировали не прирожденные скотоводы - монголы, а этнические китайцы, разрушив миф о своей исключительной привязанности к растениеводству.
Дикие игры
Начались конные игры. Участвовали в них молодые парни при судействе крепкого седоусого мужчины в ковбойской шляпе - популярном здесь головном уборе. Сначала всадники лихо джигитовали: на всем скаку опрокидывались с коня навзничь, крутились вокруг седла. Все они обычные пастухи, а не циркачи или жокеи. После разогрева забросил в круг увесистую грушу. Началась бесшабашная круговерть. Ржание лошадей, тучи пыли, крики всадников и рев толпы. Наконец, из этого месива вырвался самый лихой и, держа трофей в поднятой руке, галопом понесся на волю. Но ему не дали далеко уйти, и грушу снова поднимали с земли, с остервенением рвали ее друг у друга... В конце концов, кавалькада с гиканьем унеслась прочь.
Бурятские борцы соперников
Одежда здешних борцов красива и экзотична. В отличие от борцов из МНР и Бурятии они надевают широкие разноцветные шаровары, жилеты из толстой кожи с заклепками, кожаные ичиги и наколенники, предохраняющие от ударов. В остальном борьба ведется по обычным правилам бухэ-барилдана (бурятской борьбы).
На нескольких площадках одновременно боролись 128 борцов из эвенкийского и двух баргутских хошунов. Выставили своих борцов и шэнэхэнские буряты. Несмотря на свою малочисленность, буряты традиционно доминируют в борьбе. А вот местные китайцы не сильны в этом виде спорта. - считает шэнэхэнец Имин Цыдендамбаев.
В заключительной части турнира вышли восемь сильнейших, из них четверо - шэнэхэнские буряты. Знатоки отдавали предпочтение 128-килограммовому шэнэхэнцу Дандару и 124-килограммовому баргуту Бате.
Жребий свел их до финала, где в тяжелой схватке выиграл Бата. В финале сошлись Бата и 88-килограммовый шэнэхэнец Сэдэб. Разгоряченная публика прорвала полицейское оцепление, вырвалась на поле и взяла борцов в тесный круг. Баргут сразу пошел в атаку, используя свое преимущество в весе. Сэдэб отступал, но не поддавался. Баргутский гигант попытался бросить его через бедро, но Сэдэб, мастерски использовав энергию и силу инерции противника, провел контрприем и броском завершил схватку. Ликованию шэнэхэнцев не было предела. , - восклицал Сэлмэн из села Барун-хомон, обнимая победителя.
Параллельно шла женская борьба. Около 30 смуглых и обветренных, не знающих ухищрений макияжа степнячек толкались на поле. Одеты они, как мужчины. Признанной фавориткой турнира была шэнэхэнка Соел.
Ее поединок с баргуткой Бальжир стал гвоздем программы женских схваток. Соел превосходила и в весе, и
в силе свою противницу. Но Бальжир была гораздо подвижнее и успешно отбивала попытки захвата. Пот лился градом со смуглых лиц, а зрители криками требовали активных действий. Тогда судьи перевели женщин в очерченный на земле круг, выход за пределы которого означал поражение. Соел издала устрашающий вопль, буром пошла на противницу, обхватила ее и буквально задавила массой тела. Баргутка опрокинулась на спину вместе с упавшей на нее Соел.
Праздник прошел на едином дыхании. Солдаты оцепления весь день стояли навытяжку. В воздухе парили красные шары с иероглифами. , - сказала улан-удэнка Мария Бадмаева.
Улан-Удэ - Маньчжурия - Наньтун.
Продолжение следует.
Общество
1616