Жители поселка лишены самого необходимого. Четверо суток подряд у них не было воды и света
- Выход?.. - задумался Юрий Григоревский, директор ООО , отвечающего за снабжение поселка энергией. - Да дать порядочным людям оттуда по квартире, а потом поджечь все с краю!..
Поселок Полигон затерялся на окраине Улан-Удэ в недрах обширной промзоны. Сюда не ходит общественный транспорт, нет магазина, единственная школа - начальная - в получасе ходьбы. Большинство жителей получили эти квартиры как ведомственные еще в советское время, когда работали на заводе .
Сегодня, когда завод , принять поселок оказалось некому. Фактически он между тремя организациями. Подстанция так и осталась за заводом. За состояние домов отвечает ЖЭУ, за электросети - ООО .
А условия жизни с каждым днем становятся все хуже: нередки случаи, когда жители четырех двухэтажных домов пьют воду из реки и готовят по очереди обед на поставленной во дворе буржуйке. Последний раз в такой ситуации они оказались на прошлой неделе - с 29 июня по 2 июля. Свет отключали по той же причине, что и везде в городе, - за долги энергетикам. Но то, почему они возникают, отличает Полигон от других поселков: часть жильцов бросает квартиры, оставляя за собой прописку, и ни за что не платит. Половина оставшихся не платит, потому что прописку получить не может.
- Я тут у всей администрации первый враг! - машет рукой Мария Петровна Ускеева, худенькая энергичная женщина в очках. - Двадцать лет живу и двадцать лет воюю.
Сидеть без света и воды для жителей Полигона не впервой: всю зиму свет нет-нет да и отключали на несколько часов почти каждый день. Но так надолго, да в самую жару - это уже чересчур, считают жители поселка.
Валентина Александровна Вторушина все испортившееся за эти дни содержимое своего холодильника уже выбросила. Но пятилетнюю внучку Любашу несвежим молоком не напоишь - вот и ходит она каждый день пешком за пять километров на рынок БМДК, покупает продукты на один раз. Больше всего страдают от неустроенности полигонной жизни именно малыши.
Лишь около полудня 2 июля в поселок приехали инспектора , отрезавшие должников от электроснабжения, - на этих условиях энергетики согласились снять ограничение для остальных. Свет в квартирах наконец появился. ООО , на балансе которого находятся электросети от подстанции до домов поселка, задолжало 12 миллионов.
Сложности со светом и водоснабжением возникли в Полигоне не вчера. Эти четыре барака и квартал частного сектора лишены практически всех благ цивилизации. В ужасающем состоянии электропроводка. Постоянно вспыхивают пожары. Туалетов два на 96 квартир. Поселок этот, уверен Юрий Григоревский, самый проблемный из тех пяти, что обслуживает .
- Я ж здоровый человек, - говорит Юрий Павлович, крепкий пожилой мужчина. - Сколько лет жил - не седел, не седел. А как этот Полигон на шею повесил - за год седой стал.
За свет платят едва ли 10 процентов жителей: по общему счетчику за первые полгода 2004 года набежало 365 тысяч рублей, а заплатило население всего 37 тысяч. Но проблема здесь не только в людской жадности.
Во-первых, добрая четверть тех, кто прописан в поселке, фактически здесь не живет. Многие сдают свои квартиры в аренду и ничего не платят. Половина же квартир в доме № 2 просто заброшена - там самовольно селятся бомжи. Во-вторых, часть людей, которые, напротив, живут в поселке, пользуясь энергией, не платят за свет и квартиру, потому что не прописаны. Тех же Ускеевых уже 15 человек на 24 квадратных метрах одной квартиры. Люди готовы сами отремонтировать брошенное жилье, лишь бы получить прописку.
- Мы не вправе так поступить, - объяснила Татьяна Зверькова, мастер ЖЭУ № 14. - У этих квартир есть хозяева, выселить их никто не может.
В силах ЖЭУ, к сожалению, не многое: строительство деревянного туалета во дворе продолжалось четыре года и было завершено только на днях. Залежи мусора разгребли тогда же: набралось на 15 КамАЗов и 10 самосвалов, но вывозить его регулярно отказывается, потому что городской бюджет это не финансирует.
... Заложники Полигона, прозябающие в пяти километрах от цивилизации, потеряли надежду на то, что хоть когда-нибудь будут жить достойно.
Общество
1992