Чтобы остаться на плаву, эксперты советуют развивать сервис
Сегодня компьютерных клубов в Улан-Удэ более чем достаточно. Среди них разворачивается жесткая конкурентная борьба
Побеждает тот, кто тщательнее выстраивает свой маркетинг, продумывает дизайн помещения, предлагает хороший сервис, дополнительные услуги, использует новейшую компьютерную технику. Однако большинство салонов работает сегодня по старинке. Потребитель ждет чего-то более современного, но предприниматели раскачиваются медленно. Коренной в сфере компьютерных клубов пока никто совершать не собирается.
- Если предприниматели хотят вкладывать деньги в эту отрасль, то им необходимо специализироваться. Нужно предлагать что-то иное, помимо простого предоставления аренды компьютеров для игры, - убежден Анатолий Раднаев, директор МУ .
В Улан-Удэ массовое открытие компьютерных залов началось в 1999-2001 годах. Мы отстали от других городов Сибири на два года, где этот бизнес стал развиваться за год до дефолта, в 1997 году. Большинство открывшихся в Улан-Удэ клубов прогорело. Печальную судьбу спровоцировало отсутствие бизнес-планирования.
- У нас в Бурятии бизнес развивается по такому принципу: сначала влезть в драку, а потом уже разбираться, кто свои, - считает Анатолий Лебедев, администратор компьютерного клуба . - Вбухивали деньги, а разбирались, насколько это окупаемо, только потом.
С таким мнением соглашается и Анатолий Раднаев.
- Предприниматели думали: раз это пользуется спросом, то это очень выгодно, - поясняет он. - Казалось, что достаточно купить технику, посадить администратора, охранника и прибыль обеспечена. Но при этом не учитывали расходы. Весь бизнес-план таких складывался из того, что они просто перемножали сумму оплаты за один час игры на количество машин и время работы.
Точное число компьютерных клубов в Улан-Удэ подсчитать трудно. Никто не может сказать их точного количества. По неофициальным данным, сегодня в городе их работает порядка шестидесяти. Большая часть из них - полулегальна. Справочная служба 009 может сообщить желающему посидеть за компьютером лишь 28 адресов. В целом этот сегмент рынка в Улан-Удэ считается заполненным, каждый занял свою нишу.
Практически все салоны позиционируют себя в столице Бурятии как игровые, поэтому основной их контингент - школьники. С каждым годом игроки молодеют. Если раньше дети в возрасте 12-13 лет редко заглядывали в такие клубы, то сейчас за компьютерами таких большинство. Студентов же с каждым годом становится меньше. Молодые люди постепенно становятся владельцами собственных компьютеров и, если приходят в залы, то лишь для того, чтобы скачать из Интернета рефераты или курсовые.
Клубов, специализирующихся на предоставлении только интернет-услуг, - единицы. Один из самых популярных - интернет-клуб . Он начинал свою работу как игровой, но позже переквалифицировался.
- Мы сознательно отказались от игрушек, - объясняет Андрей Карпов, ведущий специалист службы маркетинга ОАО АК , - сделав ставку на солидных клиентов. Все-таки дети шумят, мешают взрослым посетителям. К нам люди идут, чтобы работать, отправить факс или найти какую-то информацию в Интернете. У нас очень удобно, потому что тут же можно вести и междугородные переговоры.
Сезонный бизнес
Этот бизнес имеет сезонный характер. Самый большой доход можно получить зимой, летом же прибыль почти нулевая. Основные посетители - школьники - разъезжаются на каникулы.
В наиболее выгодном положении находятся клубы в центре города. Удачным местоположением считаются и окраины города, поскольку замкнутая инфраструктура не оставляет клиентам выбора. Отдаленность от центра города позволяет им ставить цены несколько выше средней стоимости часа по городу на три-четыре рубля.
Большее число клубов находится в кварталах Октябрьского района. Только вокруг парка в 43-м квартале можно насчитать до пяти салонов. По словам геймеров (постоянных клиентов клубов) из команды , конкуренция между клубами обостряется:
- У всех стоимость игр разная, соревнуются в компьютерах - у кого лучше, у кого красивее, - рассказывает Илья Обелец, один из игроков.
По мнению игроков, качество услуг в большинстве залов оставляет желать лучшего.
Для раскрутки своего бизнеса устраиваются чемпионаты между игроками.
- От владельцев не так уж много и требуется. Хорошо бы было, если бы выделяли бесплатное время для хороших командных игроков,которые могут чего-то достичь в кибер-спорте.
На грани риска
В последнее время общее число салонов уменьшается. Эксперты и владельцы клубов называют разные причины этого явления.
- Возрастает арендная плата, а цены за услуги остаются прежними. Если рассматривать уровень цен за 2001 и 2004 годы, то они не изменились. Подорожала электроэнергия. Если в 2001 году клуб мог окупиться за 6-7 месяцев, то сейчас этот срок около 10-12 месяцев, - поясняет Раднаев, директор МУ .
В 2003 году были введены санитарные нормы. Согласно новым правилам, на один персональный компьютер должно быть отведено шесть квадратных метров площади. Кроме этого, помещение следует оборудовать устройством защитного отключения на случай короткого замыкания, огнетушителями и иметь хорошую вентиляцию.
- По этим требованиям у нас, наверное, не более двух-трех компьютерных клубов соответствуют санитарным нормам, - утверждает Анатолий Раднаев.
В 2001-2002 годах эта отрасль стала рискованной. В течение двух лет произошла серия грабежей. Большое количество оргтехники, сконцентрированной в одном месте, привлекало воров.
Играет большую роль и техническая специфика бизнеса. Новые игры требуют большей мощности компьютеров.Технику нужно обновлять.
- Надо менять машины раз в год. Это довольно затратно и не очень выгодно, - говорит Анатолий Лебедев, администратор компьютерного клуба .
Владельцы и администраторы причину небольшой популярности клубов видят в довольно низком уровне компьютерной грамотности посетителей.
Искать свою нишу
Бизнес может приносить небольшой, но зато стабильный доход. Однако сегодня создавать клуб по прежней схеме не очень выгодно. Чтобы успешно конкурировать, необходимо развивать дополнительный сервис: иметь хорошую мебель, технику, выделенный Интернет.
- Я рассматриваю эту отрасль в прежнем виде малоперспективной, - говорит Раднаев. - Сегодня нужна специализация, к примеру, интернет-кафе или большие центры с наличием компьютеров не менее 40-50. По одному такому центру можно было бы открыть в каждом из районов города, и они были бы востребованы.
Примеры такой работы в Улан-Удэ уже есть. Сегодня некоторые компьютерные клубы выдают постоянным посетителям карточки, по ним предоставляются скидки, бонусы, разыгрываются какие-то призы. Такая маркетинговая работа неизбежно привлекает дополнительных клиентов и поднимает престиж клуба.
Михаил Егоров, заместитель директора Центра корпоративного обучения при администрации города Улан-Удэ, утверждает, что развитие этого бизнеса - перспективное направление на рынке Бурятии. С поправкой на то, что качество услуг будет улучшено.
Общество
3075