Чем больше в Улан-Удэ МУПов, отвечающих за систему ЖКХ, тем хуже живется горожанам
В настоящее время жилищно-коммунальная сфера города поделена между семью организациями узкого профиля. Отдельная контора выделена даже для вывоза мусора. Но, несмотря на такое количество ответственных, деньги даже добросовестных плательщиков до поставщиков энергии не доходят
Несмотря на заверения комитета по городскому хозяйству перед началом летнего сезона, график отключения горячей воды, якобы тщательно согласованный со всеми возможными инстанциями, сорван снова. Полтора месяца большинство городских районов сидело без горячего водоснабжения. Не помогали даже заявления мэра и президента о незаконности отключения. Найти крайних тоже так и не удалось. Поставщики и перекупщики энергии активно винят друг друга и добавляют работы судам. А тем временем, пока паны дерутся, чубы трещали у холопов.
Защитить права населения, страдающего от разборок городских властей и энергетиков, взялась общественная организация по защите прав потребителей. Если им удастся задуманное, улан-удэнцы смогут требовать компенсацию за причиненный ущерб, не обращаясь в суд каждый лично. Главное сейчас - преодолеть инертность людей, похоже, потерявших веру в то, что в городе наступит порядок.
- В сфере ЖКХ Улан-Удэ необходимо решить два вопроса, - считает Станислав Корякин, зам. генерального директора ОАО (), - закрыть гигантскую задолженность перед поставщиком тепла и электроэнергии и наладить управление и контроль в коммунальной сфере.
Похоже, городские власти настолько увлеклись вопросами управления, что о каком-либо контроле речь уже не идет. Коммунальная сфера поделена на предельно узкие секторы, за каждый из которых отвечает полноценное предприятие со штатом сотрудников, бухгалтерией, дирекцией. Холодным водоснабжением занимается МУП , горячим - МУП (), содержанием жилищного фонда - , электроснабжением - МУП , вывозом мусора - Комбинат по благоустройству, деньги с населения за все это собирает МУП . Ни одно из предприятий не имеет полноценного договора на обслуживание с населением, рассказали в антимонопольной службе.
- Посмотрите, - комментирует эту ситуацию Татьяна Эрдынеева, ведущий специалист бурятского управления федеральной антимонопольной службы, - а над всеми ними стоит еще и Комитет по городскому хозяйству! А под ними куча ЖЭУ и ПУЖКХ! Они-то там чем занимаются?
При таком положении не особенно удивительно, что возникают , считают в . При этом доля населения в общей сумме задолженности за горячую воду и отопление не так уж и велика. 150 миллионов должны физические лица, а 220 миллионов так и не поступили в из городского бюджета, утверждает Владимир Скробов, директор . За первые пять месяцев 2004 года начислено улан-удэнцам за воду и тепло 460 миллионов, а проплачено ими 327. Не так уж и мало, если учитывать, что долг перед , накопленный за минувшую зиму, - 235 миллионов. Правда, по последним данным энергетиков, эта цифра на 227 миллионов больше.
Но, хотя и основной поставщик энергии, все собранные средства ему не передают: сделать это мешает существующая система распределения поступающих в компанию денег населения, объяснила Татьяна Степанова, начальник финансового отдела . Кроме есть еще семь поставщиков-котельных, которые снабжают теплом Мясокомбинат, Левый Берег, поселки авиазавода и стеклозавода, 102-й и 113-й кварталы. Поэтому часть средств тратит на содержание тепловых сетей, а остальное делят между всеми восемью поставщиками. получает только 53 процента. Неважно, в каком районе проживают должники: в том, который обслуживает , или в другом, на Мясокомбинате или в Загорске. Их долг поделят на всех.
К примеру, если поставило энергии на 100 рублей, а собрала с горожан 50, то проплатит в только 25. Даже если весь полтинник заплатили исключительно клиенты .
Этого можно было бы избежать, если бы люди платили энергетикам напрямую, вступи в силу вариант, который предлагают последние: ликвидация МУПов и передача тепловых и электросетей в долгосрочную аренду ОАО , , утверждает Станислав Корякин. Однако МУПы против такого исхода ситуации решительно возражают.
- пользуется сложившимся в городе положением и пытается подвести общественное мнение под свое сознание, - говорит Владимир Скробов, директор . - Сейчас идут судебные разбирательства.
Несмотря на то, что горячая вода в некоторых районах города наконец появилась, но проблемы, вызвавшие ее отсутствие, по-прежнему не решены.
Кто пойдет в суд?
Отключение горячей воды было незаконным, считают в бурятском управлении антимонопольной службы. Оно противоречит сразу трем нормативам: Закону о защите прав потребителей, Гражданскому кодексу и Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением горсовета. Но защищать свои права в суде население не торопится: кто-то просто не знает их, кто-то боится волокиты, затрат на адвоката, госпошлины, нотариуса. Всего этого можно избежать - все хлопоты готова взять на себя общественная организация по защите прав потребителей.
- Мы хотим подать в суд в защиту неограниченного круга лиц, - объяснила юрист организации Аграфена Грудинина. - Как соответчики пойдут МУПы и . Степень их вины определит суд. Если мы выиграем, каждому, кто считает себя пострадавшим от отсутствия горячей воды, не нужно будет судиться лично: достаточно будет написать заявление виновному, сослаться на решение суда и потребовать компенсации.
Единственное, что требуется сейчас от улан-удэнцев, - написать жалобы в организацию защиты прав потребителей. Но пока активность проявили только четыре семьи.
Чтобы подать жалобу, нужно обратиться в Октябрьское отделение организации, в 17-й кабинет в районной администрации, каждый четверг с 14 до 16 часов. Тем, кто сделает это сейчас, при условии, что суд примет решение в пользу потребителей, безводные страдания окупятся быстрее и сторицей. Одна из подавших жалобу улан-удэнок оценила нанесенный ущерб в 20 тысяч рублей.
Общество
2215