Общество
1699

На мистерии Цам заклинали духов

Особенно чуткие и экзальтированные зрители мистерии едва не ушли в другие миры

8 августа в рамках Дней буддийской культуры и философии в театре оперы и балета группа бурятских и тибетских монахов из знаменитого Гоман-дацана показала ритуальные танцы Цам

Впервые после разгрома бурятских дацанов в 30-х годах прошлого века улан-удэнцы и гости столицы Бурятии смогли увидеть настоящие, в исполнении самих монахов, а не стилизованные, ритуальные танцы тибетского буддизма.

Черная шапка и тибетский арлекин

Несмотря на то что вечером в воскресенье шел холодный дождь, зал оперного на 800 мест был полон. Публика собралась самая разношерстная: старики с четками в руках, охочие до экзотики юные девушки, иностранные туристы, приезжие русские буддисты: На заднем плане сцены - огромное изображение Поталы - дворца далай-лам в Лхасе.

Открыли мистерию два монаха в высоких шапках с гребнем - они взяли длинные телескопические трубы, легонько встряхнули их, как потом выяснилось - , и начали дуть. Передние широкие отверстия труб упирались в пол, тем не менее теплые звуки заполнили все пространство зала. Внезапно протяжная мелодия сменилась оглушительно резкими и хлопающими звуками, где-то в партере испуганно заплакали дети. Впрочем, мелодия вновь потекла ленивым ручейком и сошла на нет, монахи застенчиво переглянулись, сложили трубы и, поставив их, удалились. Из-за кулис появился высокий красивый монах - Жигжит-лама, ведущий представление.

Он пояснил, что сегодняшнее действие - это не театр и не танец: .

Первым ведущий заявил танец - главного персонажа мистерии, символа Владыки тантры или мантры.

в костюме из китайского шелка вышел в одиночестве. Головной убор в виде шляпы с венцом из павлиньих перьев с длинным шлейфом, лицо прикрыто черной сеткой. Его странный танец составляли мягкие прыжки на одной ноге, кружения, удары руками по невидимым существам. Жигжит-лама отбивал ритм на барабане, дребезжали тарелки, старушки в зале перебирали четки, а их губы беззвучно шептали мантры. Только в третьем ряду одна женщина смачно перекатывала во рту леденец.

После на сцену вышел смешной старичок с лицом, опушенным белым пухом. Это был Дашишолбон - персонаж, выступающий с благопожеланиями, аналог арлекина. Одним своим появлением он сорвал море аплодисментов. Тонким голосом, вскрикивая, речитативом он читал загадочные тексты, развевались при прыжках черная накидка и шаровары. Когда он ушел, юная зрительница Чимидма Чимитдоржиева долго смеялась: .

Владыка кладбищ

- Следующий персонаж будет Ситипати, Владыка кладбищ, - объявил Жигжит-лама. - Вид у него зловещий, потому что это скелет. Но он очень добрый внутри, а кому от него не поздоровится, так это ворам и грабителям. Поэтому все, кто хочет оградить себя от их зловредных действий, спешите обратиться к нему.

Владыка кладбищ надел маску черепа и одежду с изображением скелета с длинными когтями на руках и ногах. Соответственно образу персонажа была и музыка - зловещая и печальная. Но, как он ни старался, публика нисколько не испугалась, даже дети не заплакали, зная, что он очень добрый внутри. Поэтому Владыка кладбищ удалился, уныло опустив свой страшный череп и волоча длинные когти.

Танцы сменил ритуал омовения. Жигжит-лама пояснил, что он проводится для очищения пространства, сюда приглашаются все будды и бодхисатвы. На сцене стояли пятеро лам, двое из них держали кувшин с аршаном и чашу на хадаках. Монах запел низким голосом, закрыв глаза, лишь иногда поднося ладонь ко рту и плавным, величественным жестом отводя ее вперед. Остальные монахи пели более высокими голосами, оттеняя красоту, мощь и силу горлового пения солиста, время от времени отливая аршан из кувшина в чашу.

Голоса лам уносились ввысь, к невидимым божествам и буддам, ритм мантры нарастал, а сила колоссального напряжения, исходящая от хора, заставляла зрителей вжиматься в кресла. Монахи удалились, сняв шапки с гребнями.

Заклинание богов

- Устали? - участливо и иронично спросил Жигжит-лама и объявил: - Сейчас будет танец яка.

Он был смешной и по-детски наивный. Не очень отличался от него танец . Забавная мордочка моргала, зевала, дремала, каталась по полу, почесывала ухо и ушла, игриво виляя хвостиком. Маски этих животных являются обязательными персонажами мистерии Цам.

Была показана и часть ритуала мистической практики Чод, одной из самых таинственных и опасных в тибетском буддизме. .

Практика в основном проводится на кладбищах, в степи около одиночных деревьев или на берегу угрюмой реки. Два монаха на сцене, усевшись на подушки, ритмично били в бубны, звенели колокольчиком и неспешно пели с короткими на выдохе возгласами. Глаза их были прикрыты черными сетками, чтобы духи, боящиеся взгляда человеческих глаз, не испугались их. , - комментировал Жигжит-лама.

Многие способные к экзальтации зрители сидели, завороженно уставившись на сцену и молитвенно сложив ладони. Казалось, еще немного и они уйдут в транс, что и их увлечет в другие миры. Но этого, слава богу, не случилось, это была лишь скоротечная имитация настоящего ритуала.

Когда показ танцев и ритуалов закончился, Чимидма Чимитдоржиева перевела дыхание и произнесла:

Более глубокую и профессиональную оценку вечеру тибетских монахов дал Эрдэни Жалсанов, главный режиссер театра .

- Я думаю, зритель понял, что это не обычный концерт или шоу, - сказал он. - Они восприняли сегодняшнее действие как знакомство с ритуалами и жизнью буддийских монахов. Люди смотрели с трепетом, они хотели побольше узнать о забытых нами древних традициях. Я сам видел Цам в исполнении профессиональных танцоров, но это было совсем не то. Естественность, безыскусность и натуральность лучше всего показали дух мистерии Цам>.

- Впечатление от показа очень сильное, ведь раньше мы могли только догадываться, как на самом деле выглядели ритуальные танцы бурятских лам, - поделился своим мнением об увиденном религиовед Анатолий Жалсараев. - В последний раз Цам был показан в 1931 году в Тамчинском дацане под Гусиноозерском. Суть мистерии - это борьба добрых сил со злыми духами, окружающими человека. Это мы и увидели сегодня. Я думаю, это лишь первая ласточка в возрождении традиции и скоро в наших дацанах появятся свои монахи, исполняющие танцы Цам.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях