вызвало невиданное столпотворение верующих, жаждущих очищения
Более пяти тысяч человек наблюдали за тем, как священный песок сыпался из серебряного кувшинчика в воды
Селенги
10 августа торжественным ритуалом разрушения песочной Мандалы Арьябалы в Улан-Удэ закрылись Дни буддийской культуры и философии. Огромная процессия сопровождала монахов, которые шли к Селенге, чтобы спустить священный песок в воду. На тридцать минут масса народа перекрыла движение на улице Куйбышева. По словам руководителя ритуала Аюши-ламы, только одних билетов в зал музея им. Ц. Сампилова, где по-строили Мандалу, было продано 4500 штук, а на улице к верующим присоединились еще сотни человек.
Метелочка для Мандалы
Демонстрация разрушения началась в 10 утра. На входе уже образовалась длинная очередь, а выставочный зал внутри был полон и не вмещал всех желающих. Верующие с молитвенно сложенными ладонями обходили по кругу Мандалу, выложенную на квадратном постаменте. Несмотря на открытые настежь окна, в зале было душно, а между тем многие пришли с малыми детьми.
Около алтаря сидели двое мальчиков 10 и 5 лет, Эрдэм и Сэнгэ Найдановы. Старший из них целиком погрузился в созерцание священнодействия. .
В это время ламы начали читать мантры, переливая из кувшинчика в чашу аршан и раскидывая зернышки риса. Их бормотание то стихало до шепота, то начинало греметь раскатами. Они возносили молитвы с просьбой к божествам вернуться в свои сокровенные обители.
- А-а hурэ-э! Пусть сбудутся наши просьбы! - обратился ко всем Аюша-лама. - Да снизойдет на нас благословение бурхана!
Вслед за ним эти слова хором повторяли верующие. - дружно присоединялся народ.
После завершения молебна, убедившись, что божества удалились, ламы приступили к процессу сметания Мандалы. Ведущий действа рассек Мандалу ваджрой - ритуальным инструментом, таким образом пресекая ее энергию. Затем метелочкой он аккуратно начал сметать цветной песок в центр. Тихая торжественная атмосфера большого ритуала сменилась напряжением, очень скоро достигшим наивысшей точки, когда поющие монахи возвысили свои голоса, а волны белого, синего, красного, голубого песка смешались, образуя бархан. В этот миг энергия притяжения разрушаемой Мандалы была настолько сильной, что оцепление из милиционеров с трудом сдерживало бессознательный напор толпы. Напряжение спало, когда поток песчинок заструился в сосуд.
- Сейчас мы выйдем на улицу, чтобы отнести песок к реке и там развеем его, - объявил ведущий. - Это очистит пространство и будет способствовать излечению от болезней.
К духам воды
Кувшинчик со священным содержимым ведущий монах держал в обеих руках на хадаке. Ламы на ходу негромко читали мантры. Их сопровождали милиционеры, а дорогу расчищала машина ГАИ. По ходу движения процессия все росла. Огромная толпа, шедшая в полном молчании, производила жуткое впечатление. Прохожие застывали в недоумении, складывали руки в поклоне и увлекались в общий поток. По мере приближения к реке процессия растянулась от набережной Селенги до перекрестка улиц Куйбышева и Смолина.
На берегу реки монахи продолжили чтение молитв, при этом бросая в реку зернышки риса. От верующих в воду полетел дождь монет, распугивая мальков, резвившихся в по-осеннему прозрачных водах.
В молитвах ламы просили, чтобы духи воды приняли освященный песок на благо всех живых существ. Босой лама вошел в реку и достиг середины потока. Из горлышка кувшина радужной россыпью посыпался песок. Разноцветные струи уносило течением:
Магическое действие завершилось, толпа быстро рассосалась, а воды Селенги уносили ярко-желтое пятнышко хадака. Лишь оно напоминало о песочной Мандале - символе вечного непостоянства.
Общество
1647