Кяхтинский и Селенгинский районы Бурятии полушутливо называют , намекая на обилие в языке звука . Солнца же здесь, действительно, больше, чем в остальных районах. О чем безмолвно свидетельствует природа: классические степи и лесостепи, равнинные сопки. Но называть всех живущих на юге Бурятии неправильно. Местные жители гордятся тем, что они потомки табангутских князей, которые еще до вхождения в Российскую империю были буддистами. Поэтому в 1689 году, заключая договор с русским царем, табангуты настояли на включении в него пятым пунктом обязательства . Не случайно первыми главами российских буддистов были уроженцы этих районов
Аларский лама в Тамче
Поклониться и отдать дань почтения на родину первых хамбо-лам приехали все настоятели со всех дацанов этнической Бурятии. Самый дальний гость из Усть-Орды Сутаев Сергей Ананьевич, духовное имя Данзан-лама. Он один из немногих, кто может оценить роль буддизма для сохранения национального самосознания.
- Ученые не зря считают, что буддизм стал фактором объединения, уничтожившим и образовавшим в Забайкалье . С буддизмом были вновь приобретены значительные элементы культуры, многие традиции были впитаны буддизмом и, благодаря этому, сохранились спустя столетия. Западная же ветвь этноса утеряла часть тэнгрианских традиций, не приобретя буддийских. Ассимиляционные процессы затронули ее несравнимо сильнее, чем буддистов, - считает Данзан-лама.
Эргэ-Бургэ - в памяти народа
Цырен-Дулме Дабаевне Лосоловой никто не даст ее возраст. В свои 84 года она сохранила прекрасную память и слух. Будучи маленькой девочкой, она в меру сил помогала строить субурган в местности Эргэ-Бургэ. Он был воздвигнут там, где ранее находился Хилгантуйский дацан. Позже по предписанию властей и жалобам крестьян окрестных сел дацан перенесли в другую местность.
- Мой дядя служил тогда ламой в Хилгантуйском дацане. Я была маленькой, но помогала изо всех сил на строительстве субургана . Воду носила, по поручениям старших бегала. Субурган стоял почти до тридцатых годов. Потом военные разрушили его, камней им, видите ли, не хватило для чего-то, - вспоминает Цырен-Дулма Дабаевна.
Я - будущий хамбо-лама
На этого забавного мальчишку трудно не обратить внимание. На фоне сдержанных кяхтинских степняков кажется, что он успевает одновременно быть в нескольких местах. Рустам, самый молодой послушник из дацана , родом из горного Курумкана. Летом, отдыхая в лагере, он огорошил местную детвору заявлением о том, что в будущем будет хамбо-ламой.
- Еще в Курумкане мне случайно попалась книга . Я прочитал ее от корки до корки. Это и послужило толчком к тому, что я начал думать о своем будущем в качестве ламы. Приехал в Иволгинский дацан, хамбо-лама поговорил со мной и отправил для начального обучения в Мурочи. Я мечтаю хорошо и долго учиться, чтобы стать хамбо-ламой, - признается Рустам.
На вопрос о том, что его имя слишком экзотическое для ламы, Рустам ответил, что ему дали новое духовное тайное имя. Оно станет известно людям, когда Рустам станет настоящим ламой. И, возможно, хамбо-ламой.
Священные находки Мурочи
Выкапывая картошку на своем поле, одна мурочинская семья обнаружила небольшую бронзовую статуэтку. За ней показалось еще несколько предметов буддийского культа. В том, что все эти вещи старинные, сомневаться не приходилось. Ведь здесь, на границе, еще в 1720-х годах русская администрация обратила внимание на активизацию тибетских и халхасских лам в Забайкалье. Они привозили с собой предметы культа, изготовленные в Тибете или Монголии. В 1728 году царским послом Саввой Рагузинским была составлена , запрещавшая переход границы ламам. Но приграничные Хилгантуйский и Мурочинский дацаны всегда славились богатством своего убранства. До тех пор, пока годы репрессий не оставили от них груды обломков.
- Такие старинные находки у нас попадаются постоянно. Этим здесь особо никого не удивишь. Я и сам находил их не раз в детстве. Чаще всего в лесу, в дуплах деревьев, когда играли там с друзьями. В годы репрессий, когда дацаны подверглись разграблению и уничтожению, ламы и верующие пытались сохранить, что могли. Теперь все это возвращается к нам, - рассказывает Баир-лама.
Нарин Хундуй - новое место поклонения
Живописная местность под названием Нарин Хундуй находится на самой границе с Монголией. Близость бурят к границе всегда учитывалась Россией, и царское правительство старалось свести к минимуму риск мятежей на своей территории, влияние зарубежья на ясачное население. Приграничные бурятские войска оформлялись как казачье сословие. До сих пор потомки бурятских казаков с гордостью носят такие дедовские формы. У ветерана труда Владимира Цырендоржиева старенькие погоны из картона забавно топорщатся, но придают их владельцу большой вес среди односельчан.
- Все мои предки были казаками. Я еще и председатель совета старейшин села Саган Челутай. Предлагаю, чтобы мы ежегодно проводили обряд почитания первого хамбо-ламы по разные стороны границы. Например, в следующем году можно провести такой обряд на монгольской земле, - предлагает потомственный казак Владимир Цырендоржиев.
Односельчане уверены, что он добьется своего.
Общество
3034