Администрация гусиноозерского МУПа выписывала себе авансы и премии. Остальные работники в это время сидели без законной зарплаты
Более ста гусиноозерцев, трудившихся в МУП , за все время существования предприятия получали жалованье с двух-четырехмесячной задержкой
Пока работники предприятия еле-еле сводили концы с концами, администрация и бухгалтерия начисляли себе деньги за еще не проработанные месяцы. Галина Волкова, и. о директора МУП, летом этого года предстала перед судом. Она считает, что , однако свою вину не отрицает.
МУП появилось в Гусиноозерске осенью 2002 года. В его ведении находились несколько общежитий, баня и гостиница . Предприятие занималось их обслуживанием и содержанием. В МУПе трудилось более ста человек. Персонал получал небольшие зарплаты - 2-3 тысячи рублей, но и эти деньги работники перестали видеть уже через два месяца после открытия.
- Я перешла работать сюда из гостиницы , - рассказывает Надежда Мархандаева, женщина лет сорока, бывший дежурный администратор гостиницы . - Первые два месяца зарплату давали вовремя, в ноябре и декабре стали давать частями, в основном авансами. И ни разу всем одновременно не платили. Придут, сунут в конвертике или бумажечке и еще говорят: никому не говори.
Из-за регулярной задержки и без того небольших по размеру жалований ее коллегам по гостинице пришлось нелегко. Копились долги, полученные деньги приходилось тратить на продукты, о покупке обновок даже и речи быть не могло.
Любовь Мостовская, горничная , воспитывает ребенка одна, и зарплата была для нее единственным источником существования. Ее сын-старшеклассник уже второй год ходит в школу в одном и том же спортивном костюме.
- Даже на первое сентября я ему ничего не купила, - с горечью говорит она, - он просит каждый день. А где взять-то? Мы эти два года вообще кое-как перебивались, когда сестра младшая даст, когда огород помогал.
В таком же положении находился весь обслуживающий персонал МУПа. Работники не раз обращались в бухгалтерию с вопросом: когда будут деньги? В головной конторе их встречали в штыки, говорили, что денег нет. Но женщины продолжали надеяться, что задержки зарплаты - дело временное.
- Нам все время говорили: кому не нравится - сидите дома, - рассказывает Надежда Мархандаева, бывший администратор. - Никто нас не собирал, не объяснял, в каком положении находится предприятие. Мы не знали, что у нас происходит, в контору почти не ходили.
Когда безденежье совсем , работники просили аванс у директора. О том, что в это время администрация выплачивает сама себе деньги за еще не проработанные месяцы, служащие узнали только на суде.
Летом 2004 года гусиноозерская межрайонная прокуратура проверила МУП и возбудила уголовное дело. Во время расследования выяснилось, что задолженность по заработной плате на предприятии составила 2 244 654 рубля. В то же время работники бухгалтерии и экономист МУПа получили сверх положенного 114 тысяч рублей. Их ежемесячные выплаты варьировались от 7 до 27 тысяч рублей.
- Ведь были живые деньги, которые они получали от жильцов, средства, возможность не доводить предприятие до такого положения, - комментирует Валерий Малханов, гусиноозерский межрайонный прокурор. - Мы просили суд назначить ей самое жесткое наказание - лишение свободы.
Служители Фемиды удовлетворили требование прокуратуры. Волкова получила наказание условно, с испытательным сроком один год.
- Это максимально, что можно по этой статье, - поясняет Валерий Ефремович. - Обычно в российской практике дают штраф. Но мы были против штрафа, потому что считаем, что это достаточно тяжкое преступление.
Сама Галина Волкова свою вину на суде признала. Однако она считает, что виновата лишь в том, что излишне доверяла своему главному бухгалтеру, которая подавала ей на подпись открытые ведомости. По ее словам, она узнала об огромной задолженности только в мае, после проверки. Кроме того, у нее самой накопился долг по зарплате в размере 100 тысяч рублей.
Галина Григорьевна сейчас не работает. Каждый месяц она ходит в уголовно-исполнительную инспекцию Селенгинского района на отметку.
- Мне перед людьми стыдно, я столько лет проработала, только грамоты получала. Год до пенсии остался и тут судимость, - со слезами говорит бывший руководитель. - Мне все равно женщин жалко, которые у нас работали. Куда они теперь пойдут? Среди них много матерей-одиночек, мужья тоже без работы.
Вскоре после суда МУП было ликвидировано. В октябре на предприятии было введено конкурсное управление. Гостиницу отдали в частные руки. Такая же участь ожидает и общежития. По словам Волковой, судьба ее МУПа была предрешена заранее. Она считает, что администрация .
Сегодня большую часть долгов по зарплате людям вернули. Остались невыплаченными лишь пособие по ликвидации и отпускные. Последние долги предполагается погасить в ноябре.
Общество
1615