Общество
1848

Священники на службе у российского спорта

Депутаты Государственной думы РФ готовят спорный проект закона о введении должности священника в сборных командах страны

Представители традиционных конфессий в Бурятии отнеслись к идее этого нововведения крайне противоречиво

Поводом послужил призыв Леонида Тягачева к болельщикам молиться за победы нашей сборной на Олимпиаде. Инициатором проекта стал депутат Александр Чуев. По его мнению, это нововведение резко повысит число верующих спортсменов, а ежедневная соборная молитва и соблюдение постов могут уже сегодня дать чудесный результат и привести наших олимпийцев к успеху.

Первыми откликнулись представители православной церкви. Во многих храмах тут же отслужили молебен .

- В Бурятии в наших храмах такие молебны не проводились, поскольку не было централизованной команды по всем православным приходам, - сообщил Благочинный Бурятского округа отец Олег. - Но у нас часто бывают случаи, когда тренеры юношеских сборных республики приводят своих воспитанников в церковь накануне соревнований. Просят помолиться за удачный исход. Я считаю, такой законопроект - очень доброе начинание.

Известный православный просветитель дьякон Андрей Кураев написал книгу . По его мнению, история показывает, что наиболее успешными всегда были сборные государств, в которых большое значение имела церковь, - Англии, Испании, стран Латинской Америки. Доказывает свою точку зрения победой Греции на чемпионате Европы по футболу. Дьякон Кураев неудачи наших команд в некоторых видах спорта объясняет десятилетиями атеистического воспитания, которое привело к уходу от церкви спортсменов и, как следствие, возникновению дефицита духовного единства, воли к победе.

Его поддержал главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который считает, что новым законом можно решить проблему употребления допинга. , - поддержал он депутатов Госдумы.

От анекдотов до скепсиса

Иудеи, напротив, считают, что такое нововведение очень опасно тем, что может привести к межконфессиональным противоречиям. И не обязательно к открытым. Верующий спортсмен проигравшей команды может просто засомневаться в истинности своей религии, особенно если победила команда страны, где исповедуют другую веру, считает председатель еврейской общины Бурятии Евгений Чистяков.

- К тому же спорт - это другая область деятельности человека, где неизбежно присутствуют агрессия, перехлест эмоций и т.д. Если соперники будут из таких разных по конфессиям стран, как Турция и Испания, то страшно подумать, во что может вылиться конфликт тех же болельщиков. И без того драки между ними стали головной болью организаторов всех соревнований. По этому поводу есть еврейский анекдот, прекрасно иллюстрирующий несовместимость надежд на Бога и спортивные победы. У одного раввина спросили, за чью команду на чемпионате мира по футболу он будет болеть и молиться. Раввин ответил, что за сборную Англии. После проигрыша англичан раввина ехидно спрашивают: . Раввин отвечает: .

Скептически относится к этому и протоиерей древлеправославной церкви в Бурятии отец Сергий. Для старообрядцев спорт в его современном понимании, превратившийся в шоу-бизнес, - не совсем духовное занятие. Отец Сергий не помнит, чтобы в его старообрядческую церковь приходили спортсмены помолиться перед поездкой на соревнования.

- Любой человек молится перед дальней дорогой, экзаменами и т.д. Но специально держать штатного священника в спортивной команде и считать это панацеей от всех неудач в состязаниях - это слишком материалистический подход к религии. В армии совсем другое дело. Там у каждого воина должен быть свой батюшка, который поможет духовным чадам сохранять веру, благочестие и молитвенное настроение. И я в какой-то мере согласен с опасениями иудаистов в том, что в сознании верующих спортсменов может возникнуть конфликт. Если его команда проигрывает православной Греции или католической Аргентине, мусульманской Турции, что он должен подумать о священнике своей команды? Отсюда недалеко до разочарования в собственной вере. Еще страшнее, если играют друг против друга две православные или мусульманские команды. Кого винить потом в проигрыше?

Но есть опасения и у православных священников из-за возможностей проникновения в область спорта тоталитарных, деструктивных и неоязыческих сект.

- Если сегодня в спортивный зал придут мормоны, богородичники, муниты, последователи церкви Христа и другие современные ловцы душ, то завтра все наши спортсмены, а послезавтра и их болельщики превратятся в зомби, станут машинами, биороботами, а тогда уже никакие кубки нам будут не нужны, - предупредил депутатов Александр Дворкин, заведующий кафедрой сектоведения православного Свято-Тихоновского богословского института.

Демократический подход

Новый законопроект послужил поводом для широкой полемики в общественных кругах в связи с опасностью монополизации православной церковью духовного воспитания спортсменов. Ведь, по данным всероссийского центра исследований общественного мнения, только 15 процентов российских спортсменов считают себя православными, но при этом только 8 процентов утверждают, что верят в Бога. О необходимости требования, чтобы духовники спортивных команд были разных вероисповеданий, высказался уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.

- Среди спортсменов есть большое число представителей мусульманских, буддийских культур. Спорт интернационален и, значит, должен быть интерконфессионален. Поэтому мы рекомендовали депутатам внести поправку к проекту, в соответствии с которой в команде, кроме батюшки, должны быть ксендз, раввин и мулла, а в некоторых видах спорта, пожалуй, необходим и лама, - считает Лукин.

Глава буддистов России, пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев тоже приводит пример того, что в царской России учитывалась многоконфессиональность государства в армии. В каждом бурятском и калмыцком казачьем полку были штатные ламы. К тому же в буддизме занятия спортом всегда считались упражнениями, закаляющими вместе с телом дух верующего. Не случайно Буддийская традиционная сангха сейчас во главе движения за возрождение национальных видов спорта.

- Буддисты каждое утро начинают с молитвы за мир во всем мире для всех людей, независимо от их происхождения. Буддийский священнослужитель никогда не спросит у человека, пришедшего к нему за помощью, какого он вероисповедания. Раз пришел, значит, у человека что-то случилось. Тем более если это спортсмен, для которого состязания каждый раз становятся стрессом. Наши участники Олимпийских игр Бальжинима Цыремпилов, Борис Будаев и другие известные спортсмены всегда приходят в дацан перед поездками на соревнования. Другое дело, что спортсменов из буддийских регионов в сборной страны мало. Конечно, если им понадобится, то выделим священнослужителя, и он будет молиться за всю команду, - говорит пандито хамбо-лама.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях