Еженедельное повышение цен на бензин заставило задуматься многих автомобилистов о переходе на сжиженный газ. Стоит ли рисковать и переоборудовать свой автомобиль, насколько это выгодно и безопасно? Эти и другие вопросы возникают у каждого, кто слышал о возможности оборудовать в автомобиле газовый баллон
Старейший бурятский автогонщик Александр Александров, двукратный чемпион Республики Бурятия, уверен, что поводов для разочарования у владельцев машин не будет. Сам Александр Александрович уже на третьем устанавливает газовый баллон. .
Газ подойдет не каждому авто
Как выяснилось, далеко не каждый автомобиль в Бурятии можно перевести на газ. Работать на пропане могут только те машины, которые ездят на бензине, поясняет Александр Романов, мастер по установке газобаллонного оборудования. Для дизельных автомобилей требуется метан, но его поставок к нам в республику никто не осуществляет.
Все запчасти монтируются в подкапотном пространстве автомобиля, блок переключения устанавливается на панели оборудования в салоне, что позволяет, не выходя из машины, переключаться с бензина на газ. Сам же газовый баллон помещается в багажный отсек, а заливают топливо в заправочный фортал, расположенный под кузовом сзади транспортного средства. В некоторых видах автомобилей можно установить круглый баллон в отсек для запасного колеса.
Баллон крепится на специальное оборудование, поэтому перекатываться во время движения автомобиля он не будет. В целях безопасности заниматься установкой баллонов в домашних условиях не рекомендуется, делать это должны специалисты, говорит Романов.
На легковые автомобили семейства ВАЗ и обычно устанавливается баллон емкостью 60 литров, на Волги - до 90 литров, - 130. Емкость газовых баллонов, устанавливаемых на иномарках, зависит от вместимости багажника. К примеру, на удобнее ставить восьмидесятилитровый баллон. На джип можно установить и столитровый баллон, но не больше, так как лишний вес влияет на подвеску автомобиля.
Безопасность прежде всего
Газ, по мнению Александра Романова, даже безопаснее бензина. Если в машине запахнет газом, водитель сразу перекрывает клапан и утечки не будет.
За шесть лет, в течение которых в Бурятии устанавливают газобаллонное оборудование, не было ни одного случая возгорания автомобилей. В случае попадания машины в дорожно-транспортное происшествие опасаться взрыва не стоит, считает мастер, так как находящийся в багажнике баллон не пострадает. Во время столкновения он останется на месте, так как надежно закреплен. Если же по какой-то причине произойдет возгорание двигателя, то водитель отключит зажигание, и клапана автоматически перекроются.
Они остаются закрытыми до тех пор, пока двигатель не заведен, даже если зажигание включено. Техническое обслуживание газобаллонного оборудования производится через каждые семьдесят тысяч километров пробега. В это время, как правило, требуется мелкий ремонт редуктора.
Стоит учесть, что баллоны не заправляют под завязку: норма для пятидесятилитрового баллона равна 42,5 литра. При расходе десять литров на 100 км такого баллона хватит на 425 км.
Экономия должна быть экономной
Безусловным плюсом в использовании газобаллонного оборудования в первую очередь является значительная экономия средств. Так, если один литр 92-го бензина сейчас стоит 16,20 рублей, то литр газа - всего 7. При этом расход топлива увеличивается ненамного. К примеру, если ВАЗ-2107 восемь литров бензина на сто километров, то газа она восемь с половиной литра. Это будет более чем в два раза дешевле. Грузовик ГАЗ-3307 расходует в среднем 35 литров бензина на сотню километров, газа на это же расстояние потребуется около сорока литров. Это тоже экономически выгодно.
Что касается инжекторных иномарок, то здесь соотношение газа и бензина равно 1:1. При желании карбюраторный автомобиль тоже можно отрегулировать до такого же соотношения.
Если в дальней дороге закончился газ, а газовых заправок поблизости нет, то можно переключиться на бензин. Водитель по желанию может использовать оба вида топлива.
Бензин из бака при желании можно украсть, а вот хищение из баллона невозможно.
Кроме того, использование газа увеличивает ресурс двигателя в два с половиной раза. Замена масла требуется в полтора раза реже, так как зольность газа значительно ниже, чем у бензина. К примеру, если раньше вы производили замену через десять тысяч километров, то теперь нужно будет менять через пятнадцать, а иногда и через двадцать тысяч километров. Увеличивается ресурс и у свечей зажигания. Если на бензине он составляет сто тысяч километров, то на газе будет равен ста пятидесяти.
Если к вопросу подойти с точки зрения экологии, то и тут можно отметить положительный момент. Научно доказано, что использование газа дает менее токсичные продукты сгорания в отличие от бензина приблизительно в три раза. Некоторые двигатели при переходе на газ начинают работать лучше. Снижается шум.
Для переоборудования автомобиля требуется не более пяти рабочих часов.
Машина теряет лошадиные силы
Небольшое количество газозаправочных станций создает некоторые неудобства для владельцев переоборудованных машин. В Бурятии станций пока лишь две - в Улан-Удэ и в пос. Каменск Кабанского района. В ноябре в столице республики появится еще одна газовая заправка. Она будет находиться на улице Лимонова. (Возможно, в ближайшее время газозаправочные станции появятся и в некоторых районах Бурятии. - Авт.).
Потеря мощности двигателя составляет порядка трех-восьми лошадиных сил.
В холодную погоду, прежде чем завести двигатель, нужно прогреть машину на бензине, а потом перевести на газ.
Уменьшается объем багажника, так как часть его занята баллоном. Это замечание относится в основном к иномаркам, в отечественных автомобилях такой проблемы практически не возникает.
На газ не переводится из-за того, что у него воздушная система охлаждения. Чтобы перевести его на газ, нужно предварительно поменять эту систему охлаждения на жидкостную.
Общество
5902