Возвращаясь в родовые урочища, они обретают подлинную свободу
За последние годы в Закаменском районе 560 семей, а это около полутора тысяч человек, переселились из сел в горы, на отдаленные животноводческие точки
Массовый уход в тайгу, невиданное по своим масштабам возвращение к традиционному для бурят кочевому образу жизни уже оказывает заметное влияние на социально-экономическую и культурную ситуацию в районе. Быстро растет количество скота, а привыкшие к исключительно мясной и молочной пище дети фермеров не знают, что такое капуста. На фоне других районов, население которых мигрирует в город, решение закаменцев выглядит исключительным явлением.
Жаргал и Кирсан
Зимник Жаргала Шойдопова стоит на берегу реки Нуд в местности Хобоо. До ближайшего села Бортой километров пять, а вокруг тайга и горы. Ферма - это большой крестьянский дом, загоны и навесы для скота, сеновал и площадка для сельскохозяйственной техники. На такой зимней стоянке фермер живет с сентября по май. А на лето вместе со скотом откочевывает на летние пастбища. .
От разваливавшегося совхоза он отделился в 1992 году, забрав свой пай: дом, коровник, десяток коров и
6 гектаров сенокосных угодий. Сейчас у него более 100 голов крупного рогатого скота, около 20 лошадей и более 50 овец, два трактора, грузовая и легковая машины. Поначалу Жаргал Батоцыренович управлялся с хозяйством своей семьей. Со временем ферма разрослась. После того как трое детей отделились, хозяину пришлось нанимать работников.
Шойдопов специализируется на разведении племенного скота. , - говорит Алексей Юсудуров, главный зоотехник района. А фермер благодарит: . В 2002 году район закупил в Калмыкии 60 быков, вместе с расходами на дорогу каждый бык обошелся в 44 тысячи рублей. Они были розданы по хозяйствам, доверили их и Жаргалу Шойдопову.
- Их выгодно содержать, - говорит фермер. - Почти круглый год на подножном корму. А недавно у меня закупили 7 голов в Оку и 17 - в Баунт. Если спрос сохранится и в дальнейшем, то у меня ежегодно будет стабильная прибыль.
Гордостью фермера является бык-производитель по кличке Кирсан, названный так в честь президента Калмыкии. Он отличается необычайной мощью и свирепым нравом. Посторонних людей не терпит: поднимает на рога и топчет. Каждое утро Кирсан уводит телок в лес, а вечером приводит стадо на ночлег. Вольная жизнь хороша, но она полна опасностей: волки, медведи и скотокрады не дают расслабиться ни Кирсану, ни его хозяину.
Поэтому Жаргал Шойдопов страхуется от непредсказуемой конъюнктуры сельского хозяйства. Взяв кредит, он открыл продовольственный магазин в селе Баянгол, а у себя в урочище собирается поставить юрты, чтобы принимать туристов. А что, в самом деле, красивые горы, речка полна рыбы, вокруг изобильная тайга, недаром эти места облюбовал для медитаций пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев. Закаменцы говорят, что здесь они по-строят для иерарха , хотя это будет всего лишь скромный домик для затворничества.
Новые кочевники
Кроме Шойдопова, из Бортоя еще девять семей ушли жить в родовые урочища. На этот рискованный шаг решаются, как правило, молодые и энергичные люди.
Администрация района всемерно поддерживает переселенцев. Еще в 1998 году район выделил им льготный кредит на приобретение стройматериалов и ГСМ. Фермеры строили дома, коровники и постепенно возвращают долги. Власти гордятся: . Молодой семье, пожелавшей отделиться, под поручительство родственников выдают деньги на солярку. Будущий фермер начинает готовить лес и строить дом. Убедившись в его надежности, власти помогают приобрести стекло, шифер, а уже за этим выдают скот.
- Почему в Бурятии не растет поголовье скота? - спрашивает глава района Виктор Аюшеев и сам же отвечает. - А потому что весь скот концентрируется в деревнях, где нет свободных пастбищ и сенокосов. В результате животноводы не имеют привеса скота.
Возвращение к кочевому, отгонно-пастбищному животноводству приносит свои плоды. Количество скота в районе ежегодно увеличивается на тысячу голов и сейчас насчитывает 35 тысяч голов крупного рогатого скота, 5700 лошадей и 12 тысяч овец. В среднем по две головы на каждого закаменца.
А самое главное - решается проблема безработицы. Официально в районе 250 человек не имеют постоянной работы, на самом деле около
2 тысяч человек, а это почти 20 процентов трудоспособного населения.
Капуста вместо мяса
Но не все так просто. Уходя в горы, новые кочевники лишаются многих благ цивилизации. Главная проблема - это электроснабжение. И хотя они и стараются ставить хутора вдоль линий электропередачи, все равно 30 - 40 процентов новоявленных фермеров живут без постоянного света. Они используют автономные электростанции, есть даже один . Еще одна очень важная проблема - обучение детей. Сейчас в Бортойской школе учатся 75 школьников. А чтобы государство содержало школу, по новому положению нужно 250 учеников. Бортойцы задаются вопросом: . А приезжающее начальство советует: . Впрочем, если даже Хандама с Саяной и решатся родить, то, пока дети вырастут, школа в Бортое уже закроется.
Под ударом окажутся не только малые села, но и все фермерское движение. А между тем растет рейтинг школы-интерната в Закаменске. Правда, дети из таежных урочищ доставляют немало хлопот персоналу. Например, приученные к мясу и молоку, они выкидывают из тарелок капусту: . Теперь их приучают к капусте постепенно - щи варят раз в неделю.
Впрочем, наверняка закаменцы найдут выход из положения. Недаром они создали у себя систему тотального образования. Она включает в себя школу молодых глав сельских администраций, филиалы агротехнического колледжа БГСХА, инженерно-педагогического колледжа, центра дополнительного образования БГСХА, Современного гуманитарного института и профтехучилище. В них обучается не только молодежь. Например, те же фермеры учатся сдавать налоговые декларации, ходить в банки за кредитами, познают основы ветеринарии и зоотехнии.
- Главным условием успеха остаются люди. Только дав им возможность получить образование и реализовать себя, можно добиться экономического подъема района, - считает его глава Виктор Аюшеев.
Улан-Удэ - Закаменск - Бортой - Хобоо - Улан-Удэ.
Общество
2050