Общество
7110
Любовь и верность Виктора Ганженко
Романтическая история, бывшая на устах всего Улан-Удэ
Блистательная балерина и одна из красивейших женщин Бурятии Ольга Короткова ушла из жизни в декабре прошлого года
В свое время ее называли бриллиантом в короне бурятского балета. Она не терпела сравнения с Ларисой Сахьяновой: . Соперничество двух звезд стоило пролитых слез за кулисами и триумфов на сцене. Ее партнером в творчестве и в жизни был Виктор Ганженко, в любви и счастье с которым она прожила тридцать один год. Но в их жизни был любовный треугольник, ревность, бесцеремонное вмешательство власти и многое другое. Это была одна из самых громких любовных историй Улан-Удэ эпохи социализма.
Небо в алмазах
Виктор Ганженко родился в Иркутске. В 13 лет он увидел английский фильм-балет , снятый во время гастролей Большого театра в Лондоне. В титрах было написано: . Виктор как сейчас помнит то воскресное утро, первый сеанс, музыку, танцы. Фильм его поразил, это было его первое знакомство с классическим балетом. На следующий день он посмотрел все сеансы фильма. А вскоре пошел в хореографический кружок.
В 1961 году Ганженко поступил в хореографическое училище в Улан-Удэ. Вместе с ним учились Юрий Муруев, Алексей Павленко и другие будущие звезды бурятского балета. В этом же году после окончания Ленинградского хорео-графического училища в театр приехала юная Оля Короткова.
Красота, рост, великолепная выучка... Она обладала всем, что должна иметь классическая балерина. Ее появление произвело фурор, в нее влюблялись танцоры, певцы, актеры, спортсмены.
В их числе был и Веллингтон Баранников, тогда еще малоизвестный боксер. Влюбился в нее и Витя Ганженко, которому было всего четырнадцать лет. Многочисленные поклонники ходили на ее спектакли, встречали и провожали с репетиций в Дом актера на улице Ранжурова, 1, где тогда жила театральная молодежь. Вскоре у Оли начался роман с Веллинг-
тоном Баранниковым. В 1964 году он уехал на токийскую Олимпиаду и вернулся с триумфом, завоевав серебряную медаль. Для бокса, да и вообще для бурятского спорта это было феноменальное, до сих пор непревзойденное достижение. Тогда же они поженились. Это был звездный брак: восходящая прима балета и любимец всей республики. Они были молоды и счастливы:
Закулисная жизнь
А в это время Витя танцевал в кордебалете, его никто не знал и не замечал. Его любовь была безответна, а после ее замужества, казалось, уже и безнадежна. Но он не терял надежды, в душе он был уверен, что брак артистки и спортсмена будет недолговечен. Слишком уж специфична артистическая жизнь с ее шумным непостоянством и призрачным блеском. Гастроли, внимание поклонников, закулисные интриги и прочую мишуру не каждый муж артистки способен вынести. И, наверное, Веллингтон ревновал Олю, хотя сам был в зените славы и пользовался успехом у женщин.
Между тем в театре у Оли возникли препятствия. Тогда в нем царила Лариса Сахьянова. Оля была моложе на 15 лет, и между ней и звездой возникло естественное, постепенно становившееся непримиримым соперничество. Каждое продвижение молодой балерины - любимицы публики - стоило скандалов и неимоверных усилий. Постепенно Оля осталась в изоляции, даже партнеров не стало. В дирекции, в Министерстве культуры ей говорили: .
Рождение дуэта
А в это время Виктор стал постепенно выдвигаться, его признали как хорошего партнера.
Однажды Оля сидела в балетном зале, она была грустна и задумчива. К этому времени Короткова практически не танцевала. Виктор пробовал пируэты перед зеркалом. Вдруг она надела пуанты, подошла к нему и сказала: . Виктор с радостью согласился, он всегда мечтал танцевать с ней, с женщиной, которую любил с четырнадцати лет. Они начали танцевать, поддержки и пируэты пошли без всяких усилий. Им было легко, удобно, и она сказала: . Виктор не раздумывал. Танцевать с ней! Мог ли он желать большего? Она пошла к директору театра и объявила, что нашла партнера. Была долгая немая сцена. Руководство труппы высказалось категорически против: . И все же дирекция пошла на эксперимент. Новый дуэт должен был подготовить адажио к правительственному концерту. На концерте их ждал первый совместный успех. Они легко и свободно парили на сцене. Оля тогда сказала: Может быть, она ощутила в танце его чувство к ней, а не только руки партнера. Это адажио доказало всем жизнеспособность дуэта. И он был утвержден, несмотря на активное сопротивление в труппе. Ганженко вмиг стал плохой, они подверглись обструкции, но держались и не давали друг друга в обиду. Это был драматичный эпизод в начале их совместного творческого пути.
Любовь и ревность
Между тем семейная жизнь Оли все не налаживалась. Две знаменитости так и не смогли обрести гармонию в семье. Веллингтон все время был в разъездах, на соревнованиях и сборах, работал и жил в Москве, а она с маленьким сыном оставалась в Улан-Удэ. В театре, да и не только в нем, ей приходилось много времени проводить вместе с партнером Ганженко. Естественно, сначала в театре, а потом и в городе о них поползли слухи. И хотя еще ничего не было, за глаза их называли любовниками.
Как-то на репетиции она призналась Виктору: . Он сказал ей: . Она ничего не ответила, между ними была разница в шесть лет, у нее были сын, мама...
А в 1973 году в Москве прошли Дни культуры Бурятии. Там, в гостинице , между Олей и Веллингтоном произошел окончательный разрыв. Сугубо частное, казалось бы, дело имело большой резонанс. Всесильный обком не мог допустить, чтобы звездная пара распалась. Первый секретарь Андрей Урупхеевич Модогоев лично вызывал Олю. Состоялся тяжелый и долгий разговор, на кону стояли карьера и будущее. В условиях тотального контроля партии отказ требовал немалого мужества. Но Оля отстояла свое право на выбор. После этого они надолго попали в немилость не только у руководства театра, но и у республики. Все отвернулись от них. И все же весной они пошли в загс и расписались. Теперь они были парой не только на сцене.
Творчество и жизнь
, , , ... Они танцевали весь классический репертуар. На дуэт Коротковой и Ганженко специально ходила публика. Их неподражаемая артистичность, филигранная техника и одухотворенность вызывали любовь у зрителей. Это был золотой век бурятского балета, когда на сцене блистало целое созвездие имен. Сахьянова и Абашеев, Короткова и Ганженко, Самбуева и Муруев стали эпохой в истории хорео-графии Бурятии.
Вместе они танцевали пятнадцать лет. В последние годы на сцене у нее стала кружиться голова, ноги иногда наливались свинцом. Любуясь легкостью ее движений, публика не подозревала, каких усилий стоило ей это. Еще в училище в дуэтном танце она упала с поддержки. Как в недавней нашумевшей истории с фигуристкой, Оля упала вниз головой и от удара потеряла сознание. Потом она поправилась, но полученная тогда травма, возможно, и привела к таким последствиям. В 1985 году из-за болезни она была вынуждена уйти из театра.
Дуэт распался. Без Оли Виктор танцевал еще десять лет. Сначала в родном театре, потом в Русском балете в Санкт-Петербурге. Но уже ни с одной партнершей у него не было той легкости, того слияния тел и душ, как с ней, с его любимой женщиной.
С 1994 года Виктор преподавал на Балканах, в Словении и Хорватии. Проработал шесть с половиной лет, последние два года Оля была с ним. Олю там полюбили. Оценили не только внешность, но и ум, культуру и знания. Многим ведущим и начинающим балеринам она помогла. Но болезнь прогрессировала. У нее совсем отказали ноги, и она могла перемещаться только на инвалидной коляске. Виктор брал ее с собой на репетиции. Он катил ее по городу, они сидели в кафе, пили кофе. Жить в Европе было легче. И все же ее ухудшающееся состояние заставило его прервать контракт, и в апреле 2001 года они вернулись домой в Улан-Удэ.
Прощание в декабре
У них началась прежняя жизнь. Виктор вновь стал преподавать. Однажды встретился с Веллингтоном Баранниковым. Старые соперники сидели в кафе и, как водится, хорошо выпили. Потом они поехали к Виктору домой на маршрутном такси. Веллингтон говорил на весь салон: А Виктор говорил: . И все попутчики в такси улыбались:.
Они пришли домой, и Веллингтон увидел Олю, больную, лежащую в постели. Немолодой уже мужчина, прошедший испытание жестоким рингом и славой, не сдерживал слез и просил прощения. Но она давно его простила.
А в декабре Оля уже никого, кроме Виктора, не узнавала. Она ушла из жизни 25 декабря в 8 часов вечера. Виктор тогда пошел в аптеку, купил лекарство и заглянул к ней - она спала. Когда через некоторое время зашел ее покормить, почувствовал что-то неладное. Он поднял ее на руки, как тысячи раз поднимал на сцене и в жизни. Она была легкая, как пушинка, внезапно помолодевшая и похорошевшая, как будто в последний миг к ней вернулись и молодость, и красота. Оля ничего не сказала, только посмотрела на него и закрыла глаза:
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях