Так считают многие жители Усть-Орды, готовясь к всенародному референдуму
Всеобщий референдум по объединению двух субъектов РФ, в котором будут участвовать жители Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, планируется провести 9 октября этого года
На этот раз инициатива исходит от губернатора Иркутской области Бориса Говорина. Поскольку дата проведения референдума постоянно переносилась, никто из официальных лиц не гарантирует, что он состоится в этот день, но в одном единодушны - народное голосование необходимо. Объединительный процесс уже начался, а волеизъявление жителей двух регионов до сих пор еще не выражено.
После недолгого затишья, вызванного выборами и праздниками, в округе вновь заговорили о возможном объединении. Мнения людей по этому вопросу неоднозначны. Сторонники считают, что от укрупнения субъектов округ выиграет в экономическом плане, противники утверждают, что при утрате автономии последует ликвидация бурятского этноса.
референдум
Вопрос объединения вызывает серьезную обеспокоенность Гавриила Богданова, вице-президента ВАРК по Иркутской области.
- Общенародный референдум - это некорректное явление, - говорит он. - Если бы проводили референдум только среди бурятского населения, тогда другой вопрос.
Гавриил Николаевич приводит статистические данные: в округе проживает всего 39 процентов бурят. В Иркутской области - 17 процентов. В качестве примера, как уменьшается число коренных жителей, не входящих в автономию, вице-президент ВАРК приводит качугских бурят, находившихся в составе области.
По переписи населения 1989 года их число сократилось в 6 раз, а по последним данным, стало еще меньше - 300 с лишним человек уехали в Усть-Орду, Улан-Удэ, Иркутск.
Существующее образование автономии - это не вечная форма, она требует совершенства, уверен Богданов.
- Главное, во имя чего была создана эта автономия, а именно - чтобы народ сохранить. Это общечеловеческие требования.
Гавриил Николаевич состоит в комиссии от округа по объединению. Руководит ею Сергей Босхолов. На первом заседании Богданов внес предложение: . Согласились.
- На втором заседании заместитель ректора Байкальского института права, фамилию его не запомнил, - вспоминает Гаврилов, - 25 минут говорил о том, что получит округ в экономическом плане от объединения с областью и каким он станет богатым. Я отметил ему, что основную сторону вопроса он не затронул - этническую. И еще сказал, что так не должно быть: одна группа в комиссии диктует, а вторая остается безгласной. На следующее заседание комиссии меня не пригласили.
Родной язык изучался факультативно
Энгельсина Афанасьева работает в редакции единственной газеты в округе , выходящей на бурятском языке. Проблемы бурятского языка, культуры для нее не безразличны.
- Не будет автономии - утратятся те крохи национального богатства, которые с таким трудом удалось сохранить. Ведь ни для кого не секрет, что в отличие от агинцев большинство иркутских бурят не знает родного языка, истории, культуры. Сейчас в детских садах и школах учат этому. А ведь до недавнего времени, когда мы были в составе Иркутской области, бурятский язык и литература изучались факультативно после пятого-шестого уроков. Уставшие дети воспринимали это как наказание. В случае объединения произойдет повторение пройденного. А надо ли?
Округ не имеет перспективы
Иван Мануев, военный пенсионер, бывший председатель Усть-Ордынской общины буддистов, считает, что власти двух субъектов преследуют свои интересы, а чаяния и стремления коренного населения их мало волнуют и интересуют.
- Говорин хочет выслужиться перед федеральным центром для того, чтобы к концу его срока пребывания в качестве губернатора получить шанс быть переназначенным. Руководством округа в лице главы администрации Валерия Малеева ведутся определенная спекуляция, торги, которые позволяют им удовлетворять свои амбиции. Большинство людей в округе могут проголосовать за объединение, только чтобы освободиться от той системы власти, которая сегодня существует, - высказывает свое мнение Иван Александрович.
С момента получения статуса субъекта окружная власть должна была на научной основе разработать так называемые концепции развития округа, включая экономические, социальные, культурные, политические и прочие компоненты, считает Мануев.
- Ничего этого у нас сделано не было, - продолжает ветеран. - Это и послужило причиной того, что руководство округа за все эти годы не состоялось как таковое. Вместе с ним наш округ не стал бурятским образованием и как субъект не имеет перспективы.
Мнение участников съезда проигнорировали
Проводить референдум после всего уже сделанного просто фарс, считает Татьяна Хангуева, бухгалтер бюджетного учреждения.
- Процесс объединения неофициально идет с 2001 года. За это время соединились многие государственные структуры округа и области. А с этого года федеральные деньги направляются в округ через Иркутск. Мнение бурятского народа по поводу упразднения УОБАО было озвучено на Всебурятском съезде 2003 года, которое всем известно, вплоть до президента РФ. Но оно, к сожалению, было проигнорировано. Таким образом, серьезно нарушены права бурятского народа, закрепленные в Конституции РФ, - уверена Татьяна Хангуева.
Хуже не будет
В случае объединения в округе хуже не станет, отмечает Оксана Горбунова, дизайнер. Она утверждает, что за время существования округа как отдельного субъекта РФ не выросло ни одного крупного промышленного предприятия. Уровень безработицы достаточно высок. Люди уезжают в близлежащие города, где можно найти работу. В деревнях в основном живут за счет частного подворья.
- Я не думаю, что если мы объединимся, то наша жизнь улучшится, - сомневается Оксана. - Сейчас уже начинается задержка зарплаты бюджетникам. Сказывается, что трансферт идет через область. Но, может быть, будут решены глобальные проблемы, в том числе касающиеся занятости населения.
Живем словно в другом государстве
Людмила Вазаева приехала в округ молодым метеорологом из Казахстана. Здесь вышла замуж, воспитала двух дочерей, помогает им поднять на ноги внуков. Выйдя на пенсию, работает продавцом.
- Усть-Орда стала моей второй родиной, и обидно за нее, - говорит Людмила Оскаровна. - Раньше почти каждый больной выезжал в областную больницу и получал нормальное лечение. Ведь там оборудование новейшее, светила медицинские. Как стали отдельным субъектом - сразу в больнице появились грозные объявления: . Словно в другом государстве оказались. Теперь невольно задумаешься: объединимся и бесплатно лечиться будем.
Общество
1839