Общество
3498

Почему погибли солдаты из Тувы?



Ответ на этот вопрос тувинская делегация в Бурятии не получила

- То, как нас выставили из госпиталя в Сосновом Бору, есть характеристика негативных явлений в армии, о которых обычно предпочитают молчать и прятать за красивые высокие слова о том, что в армии все гладко, все отлично, - уверена Саяна Монгуш, сотрудник информационно-аналитического управления Великого Хурала Республики Тува

Негативное впечатление у тувинской делегации осталось не только после посещения военного госпиталя - представителям Комитета солдатских родителей и депутатам Госдумы и Великого Хурала Тувы не дали возможности пообщаться со своим земляком, который проходит здесь лечение, и передать ему привет и посылку от матери. Поводом для отказа послужила статья в одной из местных газет, где речь шла о солдате из Тувы, которого избивали в госпитале. Парень вынужден был в декабре в халате и тапочках убежать. Обиженный на журналистов начальник госпиталя членов тувинской делегации в медицинское учреждение не пустил, мотивируя тем, что у них отсутствует разрешение руководства Сибирского военного округа, сообщила Ольга Ганичева, председатель Комитета солдатских родителей Бурятии.

Не удалось представителям из Тувы получить ответ и на главный вопрос, с которым они приехали к нам в республику: почему в феврале этого года в Кяхте были расстреляны их земляки (об этом сообщал в № 6 от 9 февраля).

- Мы не услышали от военного прокурора Кяхтинского гарнизона, почему наши солдаты убежали. Мотивы ухода из части до сих пор не установлены, - говорит Виталий Бартына-Сады, депутат Великого Хурала Республики Тува. - Я считаю, что закон должен быть превыше всего. Если даже ребята совершили преступление, они должны были предстать перед судом, получить наказание и отбыть его. Мы с террористами сутками ведем переговоры, а тут два мальчика девятнадцати лет и все. У них не было заложников, автомата не было, взрывчатых веществ тоже, они никому не угрожали. Почему их расстреляли?

По словам Виталия Монгушевича, не все возможности были использованы в полном объеме, штаб по задержанию дезертиров не был создан.

- Все было организовано очень сумбурно, - возмущается депутат. - Вызвали СОБР, и СОБР пошел на штурм. Впечатление такое, что парней надо было быстрее убрать. Всю тайну они унесли с собой. Конечно, списать на убитых легче: Мне кажется, что переговоры с ребятами велись, когда они уже были убиты. Мы общались с теми, кто вел переговоры. Они сказали, что, когда обращались к парням на тувинском языке, те не отвечали. Если бы они были живы, они бы все равно отозвались, сказали бы, например, что будут биться до конца или что сдаются. Я так понял: прибыл СОБР, пошли на штурм, убили, а потом организовали инсценировку с пистолетами.

По мнению тувинской делегации, в уголовном деле, возбужденном сразу по трем статьям, много непонятного. Мать одного из убитых солдат, хирургическая медсестра центральной районной больницы, считает, что ее сыну был произведен контрольный выстрел в голову. Кроме того, неизвестно, куда пропали главные свидетели происшествия - бомжи, которые находились вместе с солдатами в подвале.

- Они физически испарились в этом маленьком городке Кяхта, где все знают друг друга, - возмущается Саяна Монгуш. - Нам о них упомянули, мы очень хотели с ними встретиться. У нас бы не возникло никаких вопросов, если бы они нам сказали, что ребята были вооружены, что хотели их убить, изнасиловать, застрелить: Нет никаких свидетельств, которым можно было бы поверить, кроме голословных утверждений заинтересованных лиц в погонах. Все это неубедительно. Если они были вооружены, у них была возможность захватить в заложники прапорщика, был работающий автомобиль с ключами. Лично у меня ощущение, что не было никакого пистолета, он был придуман позднее как оправдание применения СОБРа.

Разрешить свои сомнения заинтересованная сторона сможет лишь после того, как ознакомится с материалами уголовного дела в Абакане, где находится ближайшая от Тувы военная прокуратура. Когда это произойдет, пока не известно.

- Ясность была, если бы последовала хоть какая-то реакция от органов внутренних дел на уровне райотдела или министерства республики, но мы не нашли понимания в своем желании встретиться и задать вопросы, - говорит Саяна Монгуш. - Скорее всего, люди, которые выполнили боевую задачу, были награждены государственными наградами. Это я очень бы хотела выяснить в Министерстве внутренних дел.

Эремаа Ондар призывает всех объединиться, чтобы поставить в нашумевшем деле точку.

- После этого случая в Туве очень остро встал вопрос об отправке ребят в армию, - говорит женщина. - Матери не хотят отпускать сыновей. Если мы сейчас не поставим точку в этом деле, то никто не даст гарантии нашим мальчикам. Значит, другие дети смогут попасть в такую же ситуацию.

Депутат Государственной думы Чылгычы Ондар и депутаты Великого Хурала взяли дело об убийстве солдат под личный контроль. Они обратились в прокуратуру Бурятии с исковым заявлением возбудить уголовное дело по статье 105 УК РФ . В заявлении перечислены причины, по которым приказ на поражение представляется ошибкой, повлекшей убийство двух солдат.

Кроме этого, к работе подключена Людмила Нарусова, член Совета Федерации от Республики Тува. Готовится запрос в Генеральную прокуратуру России.

Хроника событий после побега солдат

 4 февраля 2005 г. - сержант Артыш Монгуш и рядовой Шоран-оол Шанмак, призванные из Тувы, самовольно покинули воинскую часть, дислоцирующуюся в городе Кяхта. Поднят по тревоге весь Кяхтинский военный гарнизон.

 5 февраля - солдаты-артиллеристы, покинувшие часть, блокированы в доме №215 первого городка Кяхты. Жители нижних этажей дома эвакуированы. Через час убитых парней вынесли из подвала через отверстие, проделанное в стене.

 Возбуждено уголовное дело по статье 338 части 2 УК РФ .

 17 февраля - в Туве прошли похороны погибших солдат.

 18 февраля - состоялся благотворительный марафон, организованный Комитетом солдатских родителей Тувы для создания .

 25 февраля - представители Комитета солдатских родителей Бурятии побывали в Кяхте, провели предварительное расследование обстоятельств гибели солдат по просьбе тувинской стороны.

 27 марта - в Бурятию прибыла делегация из Тувы, в состав которой вошли депутаты Госдумы и Великого Хурала Республики Тува, представители Комитета солдатских родителей.

 28 марта - тувинская делегация съездила в часть, где служили Артыш Монгуш и Шоран-оол Шанмак, беседовали с руководством части, сослуживцами-земляками и военным прокурором.

 29 марта - представители Комитета солдатских родителей побывали в Сосновом Бору и Звездном; провели пресс-конференцию.

 30 марта - Эремаа Ондар, юрист Комитета солдатских родителей РТ, подала заявление в прокуратуру Республики Бурятия о возбуждении уголовного дела по статье 105 УК РФ .

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях