Общество
2383
Трактор-малыш из металлолома
Джидинский добился регистрации своей чудо-техники
Как вы думаете, что выйдет, если взять колеса от и , мотор от списанного еще в 1975 году ГАЗ-51, а недостающие детали найти на помойке? У джидинского изобретателя Николая Иннокентьевича Клочихина получился трактор
Высотой чуть более метра, выкрашенный в ярко-голубой цвет двухместный трактор имеет массу преимуществ перед своими обычными . Он занимает мало места, маневреннее, ему нужно меньше бензина. Николай Клочихин, прицепив к тележку, ездит в лес за дровами или вывозит мусор. На тракторе можно вспахать землю или накосить траву, плуг и косилку изобретатель также сделал сам. Трактор может легко развернуться даже на небольшом участке, чаще всего Клочихины используют в огороде.
- Вручную копать землю тяжело, - говорит 70-летний изобретатель. - А так вспашу и картошку посажу.
Сколько лет Николай Иннокентьевич себя помнит, он все время занимался конструированием. Даже образование получил соответствующее - техническое высшее. В 1963 году он вместе с семьей приехал в Петропавловку. Здесь возглавил станцию юных техников, директором которой проработал много лет. Вместе со своими учениками он построил свой первый трактор. Детали для него дети собирали на свалке. Чаще всего использовались те, что были со списанных стригальных агрегатов. В Петропавловке в советские годы работала станция по ремонту этих аппаратов, которые использовались для стрижки овец. Железяки приносили на станцию, чистили, и потом при помощи сварки из них выходили кабина, мост, сиденье, ступени. Потом были и другие тракторы, причем каждый последующий отличался от предыдущего и размером, и характеристиками: все зависело от подобранных деталей. Юные техники вместе с учителем участвовали в разных выставках и объехали весь Советский Союз. У Клочихина хранится много грамот и дипломов.
- В одной только Петропавловке 18 таких тракторов есть, - говорит Николай Иннокентьевич.
Однажды изобретатели даже хотели устроить парад самодельных тракторов. Ребята должны были проехаться по селу на своих под флагом ДОСААФ. Разрешение на это должны были получить в райкоме комсомола. Таким образом Клочихин хотел не только продемонстрировать свои модели, но и решить возникающие проблемы с ГАИ на высшем уровне. Автоинспекция запрещала автомобилистам ездить на тракторах, так как машины не были зарегистрированы и не имели госномеров. Парад не состоялся, и проблемы остались.
Николай Иннокентьевич на своем тракторе старается не выезжать далеко за пределы своей улицы - отвозит мусор, благо свалка рядом, или ездит неподалеку в лес за дровами. Несколько раз его останавливали сотрудники ГАИ, делали предупреждения, но не штрафовали. Серьезные проблемы были лишь однажды. Односельчанин попросил Клочихина дать на время трактор, чтобы заборонить участок. Но оказалось, что на ездил не он сам, а его 17-летний сын. Юношу задержали сотрудники ГАИ и трактор у подростка отобрали.
- Детям разрешается на картингах кататься. В них 13 лошадиных сил, а здесь только восемь, - говорит пенсионер.
Нынешний трактор Клочихин конструировал три года и закончил в 2001 году. И все эти годы мужчина не мог его зарегистрировать. В Гостехнадзоре, куда обращался изобретатель, сообщили, что в связи с новым ФЗ №184 от 2002 года трактор должен пройти обследование на машинно-испытательной станции (МИС). Здесь проводится диагностика и выдаются сертификаты соответствия на сельхозтехнику. Самая ближайшая станция находится в селе Поспелиха Алтайского края.
- У него скорость 14 километров в час, как я его на Алтай гнать буду? - спрашивает Николай Иннокентьевич. - Сколько месяцев это займет?
Пенсионер позвонил главному инженеру станции, и тот сообщил, что они делают диагностику только больших тракторов мощностью более
20 лошадиных сил и скорость которых более 30 км. А такие небольшие тракторы на месте может регистрировать комиссия по технической сертификации, но такой у нас в Бурятии нет.
Трактор Клочихина все же будет зарегистрирован, сообщили в управлении Гостехнадзора РБ. На прошлой неделе в Петропавловку выезжала комиссия во главе с начальником управления. Было проведено обследование, составлен акт и выдано разрешение на регистрацию. Однако на дорогах общего пользования ездить на нем нельзя.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях