Общество
1624
Рожденная войной
Улан-удэнка Жаннета Филатова появилась на свет на передовой Сталинградского фронта
В военном госпитале в поселке Эльтон, что под Сталинградом, 15 августа 1942 года под грохот пушек и взрывы снарядов родилась девочка. А в соседних палатах в унисон плачу новорожденной кричали и стонали раненые
- Ни разу в жизни я не произнесла слово , - с печалью в голосе говорит улан-удэнка Жаннета Владимировна Филатова, появившаяся 62 года назад в самом пекле войны. - Я себя помнить начала с января 1944 года. Все плачут вокруг, а я этому удивляюсь. Не знала, что именно тогда пришло извещение о смерти отца.
Маленькая сухощавая женщина с проседью в черных волосах бережно перебирает в руках скудные документы. .
Необычным именем назвал ее папа Владимир Ефимович Номаконов. У него был фронтовой товарищ, у которого в первые годы войны дочь Жаннету и сына Олега угнали в Германию. Однополчанин очень страдал и часто вспоминал своих детей, не надеясь увидеть их живыми. Чтобы как-то облегчить его страдания, Владимир пообещал, что родившемуся ребенку он даст одно из дорогих сердцу друга имен. Много позже Жанна Филатова, так и не увидевшая тезку, назвала своего сына Олегом.
Родители Жанны встретились в Самарканде. Владимир Номаконов был родом из Читинской области, работал директором училища, Татьяна Лемакова - из Воронежской, преподавала. Перед самой войной, 15 марта 1941 года, они поженились.
На фронт Татьяна Федоровна отправилась вместе с мужем. Старший лейтенант Номаконов служил командиром стрелковой роты, его жена в той же части - радисткой.
- Моя мама очень любила отца, - рассказывает Жаннета Владимировна. - Она на войну пошла, чтобы с ним не разлучаться. Словно предчувствовала, что судьба им короткий срок дала быть вместе. После его гибели она так и не вышла замуж. Не хотела даже думать об этом.
Татьяна Федоровна, будучи уже беременной, не захотела расставаться с любимым. Вот и пришлось рожать на сталинградской земле, которая в буквальном смысле горела под ногами. После родов ее и маленькую Жанну муж отправил в тыл на грузовом самолете, набитом бочками с горючим. Только чудо спасло их, попавших под артиллерийский обстрел немцев.
- Мама вспоминала, что пилоту пришлось маневрировать, чтобы уклониться от снарядов, - говорит Жаннета Владимировна. - От резких виражей мы упали, а через нас перекатывались бочки. Когда пересекли линию фронта, мама заглянула в одеяльце. Я молчу, только моргаю.
Второй раз Владимир Ефимович увидел дочку, когда ей было полгода. В феврале 1943-го раненого отца отпустили на несколько дней в Воронежскую область, где жила его семья.
- У него одна рука была перебинтована, - Жаннета Владимировна, не испытавшая отцовской ласки, знает его только по рассказам матери. - Он купал меня здоровой рукой. Это была последняя наша встреча.
Еще одно напоминание о войне настигло Жанну и Татьяну Федоровну в 1954 году. Их вызвали в военкомат, чтобы вручить награду Владимира Ефимовича - орден Отечественной войны второй степени.
Филатова разыскала могилу своего отца. Он похоронен в 30-ти километрах от Кировограда в селе Овсянниковка на Украине. Зимой 44-го эта деревня четыре раза переходила из немецких рук в наши.
В 1988 году 9 мая она побывала на братской могиле, где лежат свыше 400 бойцов, встретилась с родственниками однополчан своего отца. Запомнился ей абхазец Михаил Байсаров. Его раненого старшего брата нашла и выходила местная жительница. Но потом он все-таки погиб. В знак памяти о брате Михаил взял опеку над старушкой и обеспечивал материально до самой ее смерти.
Жаннета Владимировна в том же 1988 году через читинскую газету нашла родных отца. О ее существовании дяди и тети, многочисленные двоюродные братья и сестры даже не знали. Состоялась встреча, наполненная слезами горя и радости.
- Я так мало расспрашивала маму, теперь уже покойную, об отце. А она сама была скупа на воспоминания, самое дорогое в сердце хранила, - сожалеет Жаннета Владимировна. - Мне очень хочется побывать еще раз на его могиле. Но не на что ехать в далекую Украину.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях