Общество
6989

Бурятский <оазис> в Чечне

В командировках бойцы до дыр зачитывают газеты, даже рекламные объявления

Каждое утро в безмолвных горах Аргунского ущелья громко раздаются торжественные звуки бурятского гимна

Это позывные нового дня бурятских омоновцев в Чечне.

В общении они немного-словны, не особо горят желанием называть свои фамилии и позировать перед фотокамерой. Рослые, крепкие, с чистыми и ясными лицами - удивительно симпатичные люди. Будучи милицейской элитой, они тем не менее остаются , подчас выполняя самую черновую работу там, где опаснее всего.

Чеченские контрасты



У селения Дуба-Юрт в Шалинском районе они патрулируют автодороги, досматривают транспорт, выявляя тех, кто перевозит оружие, взрывчатку, наркотики. На вопрос, какой они видят свою роль в этом затянувшемся на целое десятилетие кровавом конфликте, заместитель начальника отряда ОМОНа Баир Будаев, возвратившийся недавно из очередной командировки, грустно и совершенно без пафоса говорит, что профессия у них такая - Родину защищать:

- Чеченскую войну развязали несколько человек. И вот сейчас народ узнал, что все рассказанное ему было неправдой. И сейчас эти люди пришли ни к чему. Ни пенсий, ни своего производства: Ничего. Народ устал. Люди сами уже частенько выдают боевиков. Уже ничего не боятся, - рассказывает Баир Бадмаевич.

Он, как и многие его коллеги, побывал в мятежной республике несколько раз. Общий стаж пребывания в горячей точке у некоторых бойцов исчисляется уже не месяцами, а годами. Конечно, сейчас, в этой стадии чеченской кампании, хоть и тише, но не менее опасно.



, лесной массив у входа в Аргунское ущелье, окружает блок-пост бурятского ОМОНа. В Чечне он слывет самым неподкупным и уважаемым местным населением. И это не только потому, что буряты . Отношения на войне особые. Они ярче и противоречивее, чем в мирной жизни. Наши это понимают, и в молчаливых, мрачных чеченцах научились видеть, прежде всего, просто людей, уставших от жестокого безвременья, отсутствия работы и стабильности.

Конечно же, так и не разгаданное до конца историками родство фамилий чеченцев и бурят, в чем-то общий менталитет подкупают и тех и других, порождают темы для общения.

- Чеченцы, конечно, говорят, что все от них пошло, а мы рассказываем им о походах Чингисхана, - говорит Будаев.

Взрывы на хоть и раздаются, но редко.

Замкомандира рассказывает, что во время последнего пребывания его отряда в Чечне в костер с мусором попал взрывоопасный предмет. Ночью он сдетонировал, а нападения боевиков, обстрелявших блок-пост из гранатометов, о котором сообщили многие СМИ, все же не было. Больше терактов сейчас в Дагестане, но это совсем рядом с Чечней.

- В Хасавюрте, Махачкале милиционеров постоянно подрывают. Или деньги боевикам упали сейчас, они же это отрабатывают: - рассуждает Будаев.

В Чечне жизнь понемногу налаживается. Связист Баир Цыренжапов, съездивший в свою первую командировку, как будто попал в Россию начала девяностых. В республике практически нет иномарок, зато очень дешевое топливо.

- Меня очень это поразило. А еще то, что в каждой захудалой деревеньке есть газовая печка, потому что природный газ ничего не стоит, - рассказывает Цыренжапов.

Нет в Чечне и ни одного провайдера Интернета. На единственной FM-радиостанции, помимо избитой российской попсы, обыденно передают объявления о кражах людей. В магазинах нет кассовых аппаратов, турецкая кожа, как и многие другие вещи, не обложенные налогами, сказочно дешевая. Омоновцы не скрывают того, что прикупают вещи здесь, собираясь домой.

Война войной, но зарядка и газеты по расписанию



Одно из неписаных правил бурятского ОМОНа - здоровый образ жизни, ведь в здоровом теле и дух здоровый. По крайней мере, Будаев не вспомнит никого из своих сослуживцев, кто подвергся .

Еще в первую чеченскую кампанию омоновцы заняли разрушенный дом. Общими усилиями восстановили его. Так и живут в нем все эти годы, щедро обклеивая стены постерами с красавицами.

Впрочем, с недавних пор в мужской коллектив влились и дамы - в чеченскую командировку с отрядом отправляют теперь и двух женщин-милиционеров. Они, конечно, выполняют здесь отнюдь не декоративную роль - женщины тщательно досматривают потенциальных шахидок.

Пачки газет из Бурятии прочитывают все от корки до корки, даже рекламные издания с родины - почти . Говорят, что иногда наизусть содержание родных газет выучивают.

- больше всего любим. Все читаем, даже , - смеются милиционеры.

Из книг предпочитают исключительно романтику. Очень рады подарку одной из фирм Бурятии, преподнесшей милиционерам стиральную машину- автомат. Построили на базе хорошую баню - она работает здесь каждый день. Вода, правда, привозная, как и продукты. Электричества нет, но зато оборудовали электрогенератор и связь телефонную провели.

В последнюю командировку милиционеры разжились бурятской тушенкой. Говорят, что она все равно самая вкусная. Не забывают в Чечне и про домашние позы. Во время дислокации наших милиционеров в Белгатое многие проезжающие мимо федералы, особенно иркутяне, очень удивлялись при виде кафе с вывеской .

- Мы научили местных женщин стряпать позы. Чеченкам они сильно понравились. Женщины говорили, что позы намного вкуснее известных им мант, - вспоминает Баир.

Чеченки - стряпухи отменные, в фарш добавляли еще и свои чудесные приправы, а сами позы делали большими.

Со всей республики съезжались гурманы в знаменитую на всю Чечню . Сейчас она, правда, сгорела, но хозяйка кафе заверила омоновцев при встрече в последней командировке, что обязательно возобновит производство поз.

Отмечая праздники, приглашают милиционеров из соседних блок-постов - Псковского, Хабаровского и Алтайского. Есть в отряде и таланты, выпускник консерватории Алексей Гуржабон, например, поражает своим профессиональным пением.

И все же кто-то не выдерживает, уходит из отряда в другие подразделения, где их охотно принимают в штат. Чаще всего причиной увольнения бойцов служат их семьи, уставшие жить в постоянном ожидании.

Сейчас, как и в первую чеченскую кампанию, омоновцам положен реабилитационный отпуск, но с путевками негусто. Отдохнуть в местных санаториях удается далеко не всем. Нет сейчас и выдачи премиальных , как в первую чеченскую кампанию, и день за трое суток уже не идет: Об этих проблемах один из милиционеров сказал с горечью в голосе:

- Нас всего-то на республику 150 человек, мы постоянно бываем там и неизвестно, сколько еще будем ездить. Вот омоновцам из Москвы и Питера мэрия отдельно доплачивает. Они это заслужили, конечно. А мы?

Вспомним погибших

 Всего во время войны в Чечне погибло 9 милиционеров бурятского ОМОНа.

 2000 год был самым тяжелым для бурятского ОМОНа. Тогда вместе с двумя рядовыми милиционерами погиб Владислав Шоболов, командир первой оперативной роты бурятского ОМОНа, в результате подрыва на радиоуправляемом фугасе.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях