Протестантские миссионеры проникли в самые отдаленные уголки Бурятии и составили серьезную конкуренцию традиционным религиям
В религиозном плане Бурятия имеет устойчивый образ тихого и спокойного региона
В республике традиционно доминировали несколько крупных конфессий: шаманизм и буддизм у эвенков и бурят, православие и старообрядчество у русских и семейских. За 70 лет своего господства коммунисты площадку под атеизм, но потерпели поражение. С начала 90-х годов начался процесс возрождения, затрудненный нехваткой кадров, средств на восстановление храмов и, главное, утратой религиозных традиций.
Все это существенно облегчило задачу проникновения нетрадиционных религий в Бурятию, пришедших с открытием границ одновременно с Запада и Востока. Активную миссионерскую деятельность развили протестантские церкви пятидесятников, пресвитерианцев, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня, баптистов, свидетелей Иеговы и других. Обескровленные коммунизмом, представители традиционных конфессий оказались не готовы к серьезным теологическим диспутам и ежедневной, кропотливой работе с паствой. О модернизации и организованном противодействии конкурентам речи не шло. В результате количество официально зарегистрированных протестантских общин (44) превысило шаманские (3) и старообрядческие (7), сравнялось с буддийскими (45) и догоняет православные (64).
Соперники или братья по вере?
В день Пасхи зал церкви пятидесятников в парке , рассчитанном на 200-300 человек, был забит до отказа. Простой крест на стене, кафедра, цветы, пасторы в костюмах и при галстуках. Под аккомпанемент синтезатора группа русских женщин красивыми, чистыми голосами пела псалмы. Атмосфера царила радостная и почти семейная. Люди улыбались, смеялись, аплодировали поющим и хором отвечали на поздравления: , . Затем вышли бурятские псаломщицы. Сначала одна из них декламировала на бурятском языке, а потом они спели псалмы. Их заменили девушки-армянки, также спев на родном языке.
Из окна епископа пятидесятников Ивана Марчука виднелись католический костел и строящийся буддийский храм. , - говорил епископ, вынужденно переехавший недавно в Улан-Удэ из Иркутска. Но, как выяснилось, не все так думают.
- Ситуация тревожная, - заявил отец Евгений (Старцев), настоятель Свято-Одигитриевского собора. - Их цель - завоевание душ людей, которые не заняли какую-либо определенную позицию. У православной церкви нет проблем с паствой, но нам обидно за тех заблудших людей, избравших путь, который не приведет их в царство небесное. Православие имеет опыт богопознания в течение двух тысяч лет, а все эти модернистские образования возникли недавно. С таким стажем претендовать на истину нельзя.
Константин Лупаштян, пастор улан-удэнской церкви Возрождения христиан-баптистов, заявляет в ответ, что их оппоненты не видят настоящую опасность в лице еретиков, например разных сект: . А миссионерство считает своим религиозным долгом: .
Иисус - бурхан
Подавляющее большинство новообращенных составляют лица с православными корнями. Однако в некоторых общинах буряты составляют до 80 процентов состава. Это не первое их сближение с учением Христа. В средние века это были несторианцы. С приходом русских буряты, принявшие православие, назывались карымами, а старообрядчество - семейскими. Например, в Заиграевском и Хоринском районах крещеные буряты основали семейские села Ташелан, Унэгэтэй, Курба, Хасурта. Есть такие села в Бичуре, Джиде, Тунке и т.д. Как правило, крещение означало для них утрату национальности и переход в господствующий этнос. В Саган-Нуре в Тунке до сих пор говорят: . Продолжится ли эта тенденция и ныне?
- Я понимаю внутреннее состояние тех бурят, побудившее их к переходу в другую религию, уважаю их убеждения, - говорит лама Чой-Доржи, председатель буддийской общины . - Мы - любознательная нация и восприимчивы к разным идеям. Это нормально. Возможно, в этом есть и наша вина, может быть, в дацанах им не хватило человеческого внимания или они столкнулись с заносчивостью или меркантильностью некоторых лам. В глубине души мне больно за них, потерявших веру предков.
В пресвитерианской церкви в поселке Солдатский служения на бурятском языке проводит пастор-бурят. Иисуса Христа называют бурханом, а служитель Вячеслав Зугзумов говорит: .
Доржи Маншеев, кандидат исторических наук, изучающий протестантизм у бурят в рамках программы Новосибирского института археологии и этнографии, говорит: .
Запад и Восток
- Рост протестантских общин характерен не только для Бурятии, но и для всего постсоветского пространства, - считает Саяна Намсараева, научный сотрудник Института востоковедения РАН. - В Монголии успехи протестантов также заметнее, чем у других церквей. Христианские проповедники имеют многовековой опыт миссионерской деятельности в буддийских странах: Китае, Японии, Корее и Индии.
Разработаны тактика и стратегия миссионерской работы и среди народов - последователей тибетского буддизма, говорит Саяна Намсараева. Бурятия, наряду с Монголией, Непалом, Бутаном и Тибетом, отнесена к землям, называемым , труднодоступным до недавнего времени для миссионеров. Они учат языки, обычаи, изучают буддийскую терминологию, чтобы через них донести основные христианские понятия. Например, это не только Будда, это может быть и Иисус Христос. Определяются целевая группа и методы работы с ней. Предпочтительнее городская студенческая молодежь, как наиболее подвижная и восприимчивая группа, либо молодые профессионалы, ориентированные на успех.
В свою очередь, по словам Намсараевой, еще в конце 80-х годов в США более 250 тысяч человек называли себя последователями тибетского буддизма. С тех пор эта цифра удвоилась или утроилась. Взаимопроникновение Востока и Запада происходит уже не первое столетие, поэтому появление буддизма в христианских странах и христианства в буддийских странах как раз и отражает этот процесс.
Общество
2590