Общество
1897

Гуд бай, Америка!..

Проведя два года за океаном, улан-удэнка Эржена Будаева вернулась домой с новым взглядом на жизнь

- Рядом с некоторыми здоровыми американцами, - смеется она, - я в своей инвалидной коляске чувствовала себя балериной



Первый вопрос, который задают ей сегодня старые знакомые: Искреннее изумление, написанное на лицах тех, кто слышит ее ответ, Эржене вполне понятно. Ведь она по-прежнему остается сотрудницей Фонда создания безбарьерной среды, да еще и не председателем, как раньше, а заместителем.

- Всем кажется, что я теперь должна непременно пойти в правительство, в какое-нибудь министерство, - не без лукавства улыбается женщина.

И в самом деле: уж кому-кому, как не ей! Энергичная, волевая, молоденькой девушкой перенеся тяжелую болезнь, она не пала духом, не опустила рук, а стала своеобразным символом улан-удэнских инвалидов - доказательством того, что возможно все. Можно, несмотря на коляску, и заниматься общественной работой, и бороться за свои права, и стать матерью, и помогать другим. И даже получить ученую степень магистра в США.

Однако жизнь показала, что ее истинная цель - не занять непременно руководящий престижный пост, не достичь полного личного благополучия. Заморская держава была готова преподнести все это если не на блюдечке с голубой каемочкой, то, по крайней мере, без непреодолимых для бурятского инвалида-колясочника препятствий. Но Эржена сделала выбор в пользу родной страны. .

Сытая, но скучная Америка не смогла затмить в ее глазах Бурятию.



Только что не беженец

Вот уже шестой год подряд американский фонд Форда дает возможность людям с высшим образованием и аспирантам продолжить свое образование в любой стране мира. Правда, то, что ты достоин стипендии, придется доказать на конкурсе. Для Эржены поездка в США изначально была своеобразной авантюрой - как еще назвать желание учиться в американском университете, обладая лишь школьным английским, да и то двадцатилетней давности? Но обстоятельства сложились в пользу дерзкого шага: еще на отборочном туре она заявила, что входит во все категории абитуриентов, которым отдается приоритет:

- Я и женщина, и инвалид, и представитель малой народности, - говорит она, - ну только что не беженец!

Эта ли шутка сыграла свою роль, но заявка симпатичной черноглазой улан-удэнки конкурс прошла. Почти два года заняла подготовка к поездке, и в мае 2003 года Эржена Будаева улетела за океан, чтобы стать студенткой факультета государственного и общественного управления Сиракузского университета в штате Нью-Йорк.

В работу пришлось сразу уйти с головой: если другим студентам было достаточно освоить за период учебы десять предметов, то ей пришлось браться за тринадцать - дополнительно доводить до ума английский. Пока ее сокурсники попивали пиво в баре или путешествовали по Америке, она по 12 часов в день сидела за книгами. Денег на жизнь оставалось в обрез: квартплата съедала почти 70 процентов стипендии. Еще больше не хватало времени: даже 15 минут на автобусе от кампуса (студенческий городок) до университета Эржена проводила с пользой - качала руки эспандером.

Удивительно, но, может быть, впервые за последние двадцать лет она вообще не чувствовала себя инвалидом: подумаешь, на коляске! Руки есть, голова ясная - какой же ты инвалид? Мелкие бытовые неудобства - узкие двери, отсутствие пандусов, поручней и лифтов, превращающие в кошмар жизнь человека с ограниченными возможностями в России, в США просто уже не существуют. Действительно инвалидами там склонны считать теперь людей, страдающих синдромом Дауна, аутизмом, шизофренией: И даже они становятся студентами!

Но рядом с некоторыми совершенно здоровыми американцами Эржена порой ощущала даже свое физическое превосходство:

- Еду я по тротуару, а впереди меня женщина: Еле-еле передвигается, идет враскачку, оттого, что она такая полная, ноги при ходьбе цепляются одна за другую!.. Мне было ее искренне жаль. И кто из нас инвалид? Да я ее на своей коляске обгоняю, как балерина! Как бабочка просто!

Никогда не соглашаться!

Примерно через год, когда и с языком стало попроще, и с учебой полегче, Эржена, как сама признается, , что занимается и общественной работой: а именно, состоит в комитете, название которого по-английски звучит очень экспрессивно и красиво, но на русский почти не переводится. Что-то вроде: . Комитет занимался вопросами студентов-инвалидов. Внимание же Эржены привлекла одна, казалось бы, пустяковая проблема.

Несмотря на то что весь общественный транспорт в США снабжен подъемниками для инвалидных кресел, сесть вовремя в автобус иногда не удается. Наша соотечественница кинула клич: сделать правилом, чтоб инвалидов пропускали в автобус в первую очередь! Бороться с несправедливостью пришлось почти год. Зато уже незадолго до своего отъезда Эржена увидела на автобусной остановке кампуса плакатик, призывающий граждан дать инвалиду возможность первым сесть в салон.

30 лет борьбы американских инвалидов за свои права не прошли даром. Но и там до сих пор проблем еще более чем достаточно. Эржену глубоко потрясло решение суда, который постановил отключить от аппарата жизнеобеспечения американку Терри Шиаво: около 15 лет женщина находилась в коме, только пожилые родители верили, что она не превратилась в растение и может мыслить, хотя внешне это никак не проявлялось. Излечить ее надежды не было. И по требованию мужа суд вынес решение попросту заморить Терри голодом, тем более, что она, будучи здоровой, якобы сама давала такие указания.

- Я думала, я уже очерствела за столько лет работы, сколько всего навидалась и наслушалась в организации инвалидов, - говорит Эржена. - Но это было ужасно. Американцы ведь еще умеют нагонять напряжение, то и дело в новостях:

В день, когда женщины не стало (через 14 дней сухой голодовки!), Эржена пошла в магазин, купила огромный лист ватмана, написала на нем: . И встала с этим плакатом на перекрестке в кампусе. Многие прохожие выражали сочувствие ее порыву, им даже заинтересовались местные газетчики, разместившие фотографию протеста на первой полосе.

- Правда, то, что я думаю, они не написали, - голос Эржены, вспоминающей не самое свое приятное переживание, дрогнул. - А думаю я вот что: когда я сама 20 лет назад оказалась в коляске, я тоже, наверное, верила, что лучше умереть, чем такая жизнь. И что же: надо было меня убить?!

Широко закрытые двери

Случись такое в реальности, сегодняшние улан-удэнские инвалиды лишились бы многого. Неугасимая энергия и бойцовский характер Эржены пробивают дорогу не только ей самой: еще 15 лет назад в нашем городе был один пандус, 10 лет назад - 28. А сейчас, во многом благодаря работе созданного и возглавленного ею Фонда создания безбарьерной среды, их уже более четырех сотен.

Недаром так изумляются старые знакомые Эржены Будаевой, узнав, что, вернувшись из США, она не заняла как минимум министерское кресло. Такой человек в республиканском аппарате социального обеспечения мог бы многого добиться. Но: даже с американским дипломом магистра наук двери во власть перед Эрженой широко закрыты.

То, что давало ей неоспоримое преимущество при трудоустройстве в США: женщина, инвалид, представитель малого народа - здесь превращается в камень на шее. Это в США всеми проблемами людей с ограниченными возможностями на уровне государства занимаются сами инвалиды, они входят и в состав конгресса, и в правительство. У нас в России подобная карьера немыслима. Причины иногда смехотворны.

- Захочет меня видеть министр, - смеется Эржена, - а я к нему на второй этаж подняться не смогу по лестнице. Лифта в здании министерства труда нет. Зачем такой заместитель?..

И даже полученное в Сиракузах образование ничего не изменит: между Россией и США нет договора о взаимном признании дипломов. Престижный там документ здесь можно в лучшем случае повесить в рамку на стене.

И все же она вернулась. Вернулась, несмотря на то, что там, кажется, было все: и шанс устроиться на работу, и возможность сделать карьеру, и даже предложение выйти замуж.

- Я представила себе, что останусь в Америке: Буду по пятницам ужинать в ресторане, по субботам ездить на рыбалку с мужем: С нормальной работой, конечно, сразу не получится, устроюсь перекладывать бумажки: Бороться не с кем, все законы выполняются:

Она представила себе годы жизни в Америке - сытой, размеренной, комфортной. И ей стало скучно. Она уверена, что и на посту заместителя председателя общественной организации может приносить пользу людям и Родине.

- Мне так больно, когда я вижу нашу дурацкую манеру ругать, унижать себя! - говорит Эржена. - Мы не умеем ценить то, что у нас есть!

А ей самой оценить это очень помогла Америка. Эржена Будаева вернулась с новым отношением к миру, полная желания изменить жизнь нашего города к лучшему. В ее ближайших планах - создать коалицию организаций, занимающихся вопросами инвалидов, и средств массовой информации, чтобы делать это вместе. И под ее руководством задумка не останется на бумаге. Да и американскому диплому тоже найдется применение.

- Мы ведь и впредь собираемся писать гранты, - смеется Эржена. - А когда просишь у американцев деньги, иметь американское образование - это по-настоящему круто!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях