Общество
1864

Окинские кочевники: переход в будущее



Жители горного района хотят сохранить уклад жизни своих предков, несмотря на вторжение цивилизации

В горной Оке все экзотическое - снежные барсы, грифы, яки, хайнаки и мифические слоны. Нет только самого тривиального - теплых туалетов

На карте Бурятии Ока занимает дальний юго-восточный край. Она в подбрюшье Иркутской области, а с запада и юга примыкает к Тыве и Монголии. Только с востока Ока граничит с Тункинским районом республики, да и с ним соединилась автомобильной дорогой всего чуть более десяти лет назад. Этот глухой медвежий угол - суровая, нетронутая, самая гористая и малонаселенная земля. Долгие годы ее жители, охотники и скотоводы-кочевники, пребывали в изоляции. Однако теперь кольцо снежных вершин Восточных Саян более не служит преградой вторжению современной цивилизации, и традиционный уклад жизни окинских сойотов и бурят под угрозой.

Укротительница диких яков

Ольгу Бадмахандаевну Иванову, мать десятерых детей, бабушку, по ее словам, (точное количество она не знает) и прабабушку шести мальчиков и четырех девочек, уважительно величают . У нее в стаде около ста яков, коров и продукта их смешения - хайнаков, не считая овец и лошадей, но точное количество скота она скромно умалчивает, чтобы не сглазить. Почему укротительница? А потому что яки и хайнаки недалеко ушли по свирепости нрава от своих диких сородичей. Молоко и мясо у них вкусное и жирное, а сами они неприхотливы, выносливы и идеально приспособлены к каменистым, заснеженным пастбищам. Ольга Бадмахандаевна знает женский секрет укрощения ячьей телки: .

В год ее семья проводит две основные кочевки: с зимней заимки (зимника) на три месяца на летник и обратно. Сто километров в один конец преодолевают за три дня, маленькие телята замедляют движение, и кочевники ночуют под открытым небом. Бывают и короткие кочевки: в жару - на альпийские луга, а с выпадением снега - в долины. Животные дают мясо и молоко. Молочные продукты Ивановы едят сами - , а мясо продают в основном в Слюдянке и Иркутске. Другой жизни укротительница яков себе не представляет. Так веками жили ее предки и примерно так, но гораздо лучше, надеется она, будут жить ее внуки и правнуки.

Яководы-оленеводы и теплый туалет

Так же, как Ольга Иванова, живет почти пятитысячное население района. Здесь насчитывается 1472 личных подсобных и 147 фермерских хозяйств, а коллективных нет вовсе. . Крестьяне вернулись к образу жизни, который они вели до коллективизации. Теперь традиционное кочевое животноводство: разведение аборигенных пород крупного рогатого скота, яков, хайнаков и табунное коневодство - успешно развивается. На одного окинца приходится три головы домашних животных, это самый высокий показатель в республике. А по количеству ячьих маток (4347) Ока впереди всей России.

Только с северными оленями пока ничего не получается. .

Кочевая форма жизни имеет еще один плюс - в районе не слыхивали о проблемах ЖКХ, здесь его просто нет. Однако при среднегодовой температуре минус 5 градусов окинцы не отапливают свои дома разве что только в июле. Нет централизованного отопления, нет и теплых туалетов! Тяжелее всего приходится роженицам и особенно старикам, в 50-градусный мороз вынужденным идти по нужде на улицу.



Долгожительница-горянка

Дулма Сосоровна Мунконова родилась в 1900 году. Ей 105 лет, она самая старая жительница района, а возможно, и всей Бурятии. Ее младшей сестре, живущей неподалеку в Орлике, исполнилось сто лет. Она живет с внуком в чистеньком маленьком домике, в единственной комнате которого минимум мебели и древний телевизор. Дулма Сосоровна в цветастом халате, на ногах у нее теплые унты. Она хорошо видит, все понимает и в курсе главных новостей, только вот со слухом проблемы. У Павла Балданова, сотрудника районной газеты, она спрашивает: . Тот отвечает: . Как раз в эти дни в Оке проходили празднества.

Дулма Сосоровна - героическая женщина. В годы войны она работала табунщицей. В лютые морозы зимовала в палатке, согревалась у железной печурки, отстреливалась от волков. В 1948 году была награждена орденом Ленина. А недавно при участии депутата Госдумы РФ Василия Кузнецова ей построили новый дом. И когда в гости к ней пришли телевизионщики, Дулма Сосоровна покорно позволила надеть на себя пиджак с орденом и медалями. Она сидела, покойно сложив руки, и не без интереса наблюдала за всеми. И кажется, что мыслями она была далеко от всей этой суеты. Может быть, бабушка Дулма вспоминала прошлое, а может, просто воспринимала происходящее как течение жизни, единственное и самое ценное, что есть у человека.



в осаде

Оку называют , страной небожителей и поднебесных долин. Окинцы ссылаются на древние пророчества о таинственной Шамбале и верят, что Будда грядущего - Майтрейя придет именно к ним, живущим ближе всех к небу. В этом году они отметили 80-летие первого приезда великого ламы Агвана Доржиева. Его наследником считают здесь ламу Данзан Хайбзун Самаева, недавно ушедшего из этого мира.

Для окинцев Самаев - Учитель с большой буквы. , - говорит Норбу-лама, ширетуй Окинского дацана. Следуя словам Учителя, настоятель борется за сохранение школы в родном селе Балахта, где всего 20 дворов со 120 жителями. Закрытие подобных малокомплектных школ ударит по кочевому образу жизни. Как собирать учеников, рассеянных по заимкам?

Вместе с односельчанами ширетуй восстанавливает клуб, планирует методом народной стройки построить спортзал. В школе ввели элементы этнопедагогики, когда на уроках старейшины рассказывают детям смысл понятий - греха и - добродетели. А опасность утраты традиций есть, в Оке активно работают протестантские миссионеры. .

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях