Общество
2568
Погребенных заживо в шахте людей искали восемь дней
Четверо молодых закаменцев 30 августа ушли добывать вольфрам. Они пополнили список тех, кто погиб под землей
Даже в те дни, когда закаменцы узнали о четверых заживо погребенных в шахте земляках, они все равно шли добывать вольфрам
В выходные дни спасатели извлекли из-под завала тела парней, ушедших 30 августа в забой за металлом. Вечером 10 сентября из первым достали 17-летнего Андрея Сизых. Через пять часов из шахты извлекли тела остальных трех- Сергея Васильева, Вячеслава Дулмаева и Беликто Жамсаранова.
Подобные трагедии в Закаменске уже случались. В 2003 году двое задохнулись от угарного газа в штольне , еще двое погибли под завалом в шахте . В заброшенные шахты, где нет света и вентиляции, где деревянные опоры и лестницы давно сгнили, жители района спускаются, чтобы добыть вольфрам и сдать его скупщикам цветного металла. Для некоторых это единственный источник дохода.
После закрытия Джидинского вольфрамо-моли-бден-ового ком--би-ната в 1997 году без работы остались три тысячи человек. Сейчас ежедневно десятки семей: мужчины и подростки, женщины и дети - подвергают себя риску, чтобы ценой жизни заработать на кусок хлеба. Они будут гибнуть до тех пор, пока руднику не дадут вторую жизнь, пока не появятся рабочие места и постоянный заработок.
Запасы металла, которых хватит еще как минимум на 50 лет, позволяют возобновить промышленное производство.
Я надеюсь, что он жив:
В тот день, когда начались поиски пропавших добытчиков вольфрама, навстречу добровольцам-спасателям из забоя вышли пятнадцать человек. Пятеро других зашли внутрь.
-Случившееся сегодня, честно говоря, следовало ожидать, - рассказывает Виталий Старицын, мэр Закаменска. После того как закрыли рудник, никто ничего не делал. Все крепления деревянные и, естественно, в такой среде пришли в негодность. Люди прекрасно знают, что очень опасно заходить в шахты. Об этом писали в районной газете, говорили на встречах. Но это не останавливает тех, кто спускается под землю и пытается заработать какие-то деньги для существования.
Мать Сергея Васильева даже по истечении недели с того времени, когда сын ушел в шахту, не теряла надежды, что юноша вернется.
-Может, живой он еще,- вполголоса говорит Светлана Дашицыреновна и быстро вытирает рукой набежавшие слезы.
В тот злополучный день 30 августа юноша в первый раз спустился в забой. До этого он никогда там не был. Накануне позвонил матери и сообщил, что хочет немного подзаработать.
-Зачем?- спросила я его.- Не ходи! Он сказал: ,- рассказывает женщина.
По данным сейсмологов, именно в ночь с 30 на 31 августа в этом районе были зафиксированы подземные толчки силой в два балла. Небольшое землетрясение могло повлечь сдвиги земной коры, сказал Владимир Аригунов, начальник управления по делам ГО и ЧС Закаменского района.
Когда в назначенный день второго сентября добытчики вольфрама не вернулись домой, родственники, друзья и просто добровольцы сначала сами начали их поиски. 6 сентября в шахте они нашли - так горняки называют место для отдыха. Трехсуточный запас еды был нетронут. Поднявшись наверх на два - ступеньки, когда-то существовавшие, давно сгнили,- обнаружили завал. Чтобы подняться на 35 метров (высота каждого .- Авт.), приходилось цепляться за неровности или подсаживать друг друга. Кричали, стучали, но никто не откликнулся, не подал признаков жизни.
Только на следующий день поисковики нашли тело одного из пропавших. Из-под каменной глыбы виднелись его спина в спецовке желтого цвета, фонарь и кувалда. Вытащить человека было невозможно. При малейшей попытке разобрать завал начинались обрушения.
-Это Андрюша,- еще тогда уверенно говорила мать 17-летнего Андрея Сизых Надежда Федоровна.- Зачем он туда пошел? Я работаю в СЭС, отец работает в - деньги же есть. Школу только окончил, в армию хотел идти.
Сначала предполагалось, что для извлечения тел погибших нужно провести взрывные работы. Но это могло привести к обрушению горной массы, потому спасательные работы были приостановлены. МЧС РФ по РБ обратилось в филиал горно-спасательной части Восточной Сибири и Дальнего Востока (ВСГЧ).
-Когда комбинат функционировал, он имел свою горно-спасательную часть,- говорит Владимир Аригунов, начальник управления по делам ГО и ЧС Закаменского района.- Сейчас она находится в Самарте в . Все оборудование там. Руководство отряда спасателей в Чите.
10 сентября из Читы в Закаменск прибыл Юрий Карпов, начальник филиала . Выяснилось, что взрывные работы можно и не проводить. Добровольцы кувалдами разбили монолитную плиту, которая закрывала доступ к телам погибших.
Похороны самого младшего из погибших Андрея Сизых прошли на следующий день после того, как извлекли тело.
-Куда дальше тянуть-то. И так сколько дней там пролежал,- по телефону сказала мать юноши Надежда Федоровна.
24-летнего Сергея Васильева похоронили вчера, 13 сентября. Если бы не произошло трагедии, 25 сентября он поехал бы в Самарту, где работал вахтовым методом в . Теперь жена Елена осталась с двухлетним сыном.
Прощание с Вячеславом Дулмаевым и Беликто Жамсарановым состоится в один день- 14 сентября. Для Нины Дулмаевой, матери Вячеслава, это уже вторая потеря. В 2003 году в руднике задохнулся ее племянник. Семья же Жамсарановых лишилась единственного кормильца.
-Мама на пенсии, я не работаю, сижу с ребенком,- рассказывает Саяна, жена Беликто,- Белик официально тоже нигде не работал. Он ходил на рудник.
Пять-шесть раз в месяц мужчина вместе с 28-летним Вячеславом Дулмаевым спускался в шахту, чтобы добыть денег . В удачные дни ему удавалось сдать вольфрама на сумму больше тысячи рублей. В последний раз, за несколько дней до трагедии, он заработал немного, всего триста рублей. Когда Беликто не вернулся 2 сентября, Саяна сначала не беспокоилась. Она думала, что муж нашел жилу и потому задержался. 29 сентября Белику исполнилось бы 25 лет, супруги хотели отметить дату, и потому нужны были деньги.
-Была бы работа, он бы не ходил, конечно,- говорит Саяна, худощавая, невысокого роста девушка.- Но он часто там бывал, и ничего плохого я подумать не могла бы.
Там реальные деньги, но мало вероятности, что выживешь
Песчаные горы, обрамляющие заброшенный рудник, растянулись на десятки километров. Отработанные отвалы желто-белого песка от многолетнего лежания отвердели и не проваливаются под ногами. Высоко над землей большая площадка, на которой видны еще остатки бетона и асфальта. Это территория бывшего рудника , которая находится в пяти километрах от Закаменска. Полуразрушенные, лишившиеся верхних этажей здания столовой, производственных и административных помещений вызывают мрачное и гнетущее чувство. После того как градообразующий комбинат закрыли, люди стали снимать металлические конструкции, выдалбливать кирпичи. Все продавалось. 3-тысячной армии безработных надо было как-то выживать. В горной пади зияют квадратные входы в шахты. Их шесть. Черные дыры враждебно дуют холодным могильным ветром, оттуда льется ручеек белой, как мел, воды.
Недалеко от мрачно зияющей дыры сидят шестеро чумазых, с царапинами и ссадинами на руках парней. У их ног лежат мешки, на четверть заполненные тяжелыми слитками. Добытчики вольфрама отдыхают после тяжелой работы и ждут скупщиков цветного металла.
Цены на вольфрам постоянно растут. За короткое время от 30 рублей за килограмм поднялись до 140. В день, если наткнется на жилу, добытчик может сдать приемщикам 20 килограммов, а то и больше. Поэтому, несмотря на тяжелый труд, желающих подзаработать очень много.
Ребята рассказывают, что сначала они ищут в многотонных песках камни с серо-голубыми нитями- это и есть вольфрамовые концентраты. Булыжники дробят кувалдой. Затем в металлической емкости обжигают на огне, в лотках каменисто-песочную массу дважды промывают водой, освобождая от пирита и примесей, сушат. Вольфрам- тяжелый металл, он оседает на дно посудины.
Один из шестерых ребят, Антон, добывает вольфрам уже два года. Он работает, а это занятие у него в свободное от работы время считается калымом. .
Чтобы работать в шахте, нужно иметь крепкое здоровье и хороший фонарь. Здоровье- для того, чтобы вынести добычу. В кромешной мгле сильные фонари до трех суток дают свет. Температура в шахте 3-4 градуса тепла. Нужно постоянно находиться в движении, иначе замерзнешь. Ходят в штольни группами, чтобы подниматься выше, на .
Дети знают о руднике не понаслышке
Благодаря вольфраму, школьник Андрей Вахмистров за лето заработал деньги на школьный костюм и учебники. В 2002 году Вера Вишневская, учительница русского языка и литературы закаменской средней школы №4, обрадовалась, увидя среди своих учеников Андрея. Мальчик плохо посещал 7-й класс. 1 сентября он пришел в восьмой класс в новеньком костюме, со всеми школьными принадлежностями.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях