Общество
1897

На Хамбинских играх разыграли четыре автомобиля



Три достались агинцам, а один уехал в Баргузин

На прошлой неделе в Иволгинском дацане прошли II спортивные игры -

Уже ставшие традиционными состязания по стрельбе из лука, конные скачки и национальная борьба привлекли массу спортсменов и зрителей. Не в последнюю очередь из-за автомобилей ВАЗ, выставленных в качестве призов. В результате упорных состязаний три автомобиля завоевали агинские спортсмены, а один достался представителю Баргузинского дацана.

Мэргэны и кони

Соревнования начались после обеда, по окончании молебна в главном храме Иволгинского дацана. Как и в прошлом году, зеленая лужайка перед дацаном представляла живописное зрелище. Трибуны, заполненные зрителями, шатер для лам и гостей, палатки и балаганы с позами и чаем и сотни автомобилей вокруг. Лучники были одеты в яркие национальные халаты, многие с дедовскими роговыми луками в руках. На позиции вышли 100 спортсменов разного возраста и пола, они стреляли по установленным дацаном правилам. Лучники старались выбить кегли и ласти (мишень в виде кисточек), лежавшие на площадке в 40 метрах от линии стрельбы. При попадании мишень должна вылететь за пределы площадки, только тогда спортсмену засчитывались очки. В итоге самым метким стрелком был признан Борис Дондоков, представитель Агинского дацана.

На старт конных скачек вышли 13 скакунов, которые должны были проскакать 10 километров. Кони разбежались до линии старта, и при ее пересечении ударил гонг. Сначала впереди шли два скакуна Федора Шантагарова, от Унгинского дацана. За ними бежали два агинских скакуна, однако на четвертом, предпоследнем круге агинцы догнали лидеров и уже четыре коня шли ноздря в ноздрю. На последнем круге наступил самый напряженный момент, болельщики оглушительными криками сопровождали стремительный бег. Наконец, скакун Султан Агинского дацана стал постепенно уходить в отрыв. Уже перед самым финишем всадники Федора Шантагарова попытались догнать Султана, но безуспешно. В итоге лошадь из далекого агинского села Догой первой пришла к финишу.

Борьба шла до темноты

86 борцов в весовой категории до 75 кг и 52 борца в весе свыше 75 кг состязались на травянистой площадке перед дацаном, представлявшей один огромный борцовский ковер. Ставки были высоки- два автомобиля ВАЗ в качестве приза победителю каждой весовой категории. .

В финал веса до 75 кг вышли Борис Цыренов, представлявший Баргузинский дацан, и Тумэн Цырендоржиев от Сартул-Гэгэтуйского дацана из Джиды. У Тумэна был великолепный шанс выиграть в основные пять минут, однако он не смог реализовать свое преимущество, а в борьбе на кушаках сильнее был его соперник. В итоге Борис Цыренов стал обладателем новенького автомобиля. Кстати, буквально накануне спортсмен из Баргузина выиграл турнир, посвященный открытию субургана в селе Оронгой.

Борьба тяжеловесов проходила уже поздним вечером, а финал- в густых сумерках. В решающей схватке встретились Пунцок Дарижапов из Агинского дацана и Вениамин Гармаев. В этот момент страсти накалились до предела. Одни кричали: , другие: . В какой-то момент на поле произошла небольшая заварушка, возникшая в результате спорной ситуации на ковре. На площадку выбежали агинские и баргузинские болельщики и чуть было не устроили потасовку. Спор быстро разрешил главный судья Баир Цыбиков, велев продолжить схватку. Борцы снова схватились за кушаки, Пунцок Дарижапов зацепом левой ноги уронил соперника. Этим движением он уже выигрывал схватку у Гармаева на соревнованиях нынешним летом. Агинцы взревели! На поле выбежали десятки земляков Дарижапова и стали качать его. В ту же минуту по мобильникам понеслись слова: - и три призовых автомобиля покатили в Агу.

Когда проводилось мужское троеборье

С незапамятных времен буряты соревновались в мужском троеборье - : национальной борьбе, стрельбе из лука и скачках. Сильнейшие мэргэны, баторы и хулэки становились героями, им посвящались песни и улигеры. Сначала состязания были наследием периода коллективной охоты на зверей. Затем приобрели религиозно-обрядовый характер и проводились во время тайлганов, посвящений и других шаманских церемоний. С распространением буддизма соревнования проводились после совершения обряда .

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях