Общество
1970

Школа как подвиг



Для некоторых детей возможность сесть за парту со сверстниками- событие, меняющее всю жизнь

Улан-удэнка Аюна Цыбикова, которой в этом году исполнилось 16 лет, впервые в жизни ходит в школу, болтает на уроках и гуляет с одноклассницами после них. До этого она училась дома. Только теперь развитая и хорошенькая девушка понимает, сколько теряла

Эти две девчонки на первый взгляд вообще не похожи друг на друга. Азербайджанке Туран 10 лет, а бурятке Аюне- 16. Первая- худенькая, застенчивая, с обезоруживающе щербатой улыбкой и нежным голоском. Вторая- бойкая и энергичная, носит безразмерные толстовки, хохочет во все горло и обожает собак. Но есть два обстоятельства, которые сделали их героинями одной истории. Во-первых, и Аюна, и Туран после перенесенного в раннем детстве заболевания оказались на инвалидности. Во-вторых, обе они учатся в школе. А это, как ни странно, доступно далеко не всем детям, оказавшимся в такой ситуации.

Инклюзивное образование- модный, но мало кому понятный термин. А скрывается за ним простая и важная мысль: дети-инвалиды имеют право и должны учиться наравне и вместе со своими здоровыми сверстниками! В обычной школе ребята с проблемным здоровьем развиваются лучше, учатся успешнее, а главное, не чувствуют себя одинокими. И гораздо увереннее заявляют о себе, когда взрослеют, считает Эржена Будаева, зам. председателя Фонда создания безбарьерной среды. В то же время педагоги, ратующие за совместное обучение, не сомневаются, что оно полезно и здоровым детям.

-Государству нужны личности,- говорит Людмила Ракова, завуч школы №1.- А для того чтобы стать ею, в нашем быстром темпе жизни бывает очень полезно оглянуться и подставить плечо тому, кто в этом нуждается. И учить этому нужно с детства.

Но в Бурятии пока действуют по старинке: в специальных школах и на дому учится 70 процентов детей с инвалидностью. А 307 таких ребят, по данным Минобраза РБ, в Бурятии вообще не получают образования.

Но лед постепенно трогается. Все больше родителей сами приходят к мысли о том, что запирать больного ребенка в стенах квартиры- значит лишать его воздуха и надежды на успешное будущее.

Нестрашный черт, или Здоровая дочка

-Если человек будет все время только дома книжки читать, он может еще хуже заболеть!- весомо заявил девятилетний Рома Низомов, одноклассник Туран Ибрагимовой, которая, несмотря на довольно тяжелую форму ДЦП, учится в общеобразовательной школе №1. Пожалуй, лучше, чем Рома, сформулировать мысль о необходимости инклюзивного образования трудно. Да и не стоит.

Что малышка Туран нездорова, родители узнали, когда ей исполнилось три года. Тогда она так и не пошла, лишь ползала, подтягиваясь на одной ручке. Но сейчас в толпе сверстниц ее можно узнать только по одному признаку: характерной внешности азербайджанки. А секрет здесь прост: бросив все силы на лечение, родители поставили во главу угла то, чтоб девочка не считала себя больной. И чтоб так не считали другие. Когда подошло время учиться, им настойчиво советовали отдать Туран в специальную школу.

-Но папа сказал,- вспоминает Мария, мама девочки,- у меня дочка здоровая, как все. Будет на больных детей смотреть- какой пример возьмет? Ей еще хуже болезнь прибавляться будет. А мы должны на улучшение идти.

Решимость родителей Туран педагоги сперва восприняли без энтузиазма. На тот момент девочка ходила плохо, висла на маминой руке.

-Мне казалось, что она сейчас споткнется и упадет,- говорит Нина Морозова, учительница Туран.- Я боялась: такая ответственность огромная! А если ее толкнут? А если ей станет хуже? Потом и родители не простят, и сама себе не простишь...

Но Ибрагимовы стояли на своем. А Нина Александровна давно знала их семью. На свой страх и риск учительница согласилась. Первое время взрослые сходили с ума от беспокойства. Мама целыми днями простаивала в школьном коридоре, следя, чтоб с дочерью чего не случилось. Но незаметно все освоились. И самой приятной неожиданностью оказалось то, что одноклассники- те самые здоровые сверстники- первыми отнеслись к проблеме совершенно философски.

-Это же не важно, хорошо человек ходит или нет!- перебивая друг друга, сказали Саша Николаева и Света Малкова.- Важно, что она хорошая девочка, спокойная, добрая, с ней можно дружить!

Вот уже третий год, как Туран учится вместе со всеми. Учителя и мама говорят, что она стала гораздо активнее, намного лучше ходит, сама носит свой портфель.

-Мне не страшно никогда,- тихо говорит Туран,- ребята меня за руку берут и помогают!

Но дома она признается маме, что хочет справляться сама. И взрослые это понимают. Девочка наравне со всеми участвует в дежурствах по классу и школе, ей не дают никаких послаблений по дисциплине. Она даже ходит на физкультуру- бегает и прыгает, хотя и не получает оценок. И пусть слабым пальчикам трудновато держать ручку, пусть ортопедические ботинки иногда приходится переобувать дважды за урок- никто не ставит себе целью непременно вырастить из девчушки отличницу.

-Главное, что она не выброшена из жизни, она видит здоровых и сама хочет себя исправить, она на улучшение идет!- говорит мама.- А голова у нее работает лучше, чем у всех нас:

На вопрос о том, взяла ли бы Нина Александровна еще раз в свой класс ребенка-инвалида, учительница ответила: .

Левая нога у Аюны Цыбиковой чуть короче правой и не сгибается в колене. Этого оказалось достаточно, чтоб восемь лет назад ее родители выбрали домашнее обучение в специализированной 60-й школе. Сама Аюна тогда не могла дойти даже до хлебного киоска. Весь ее мир был ограничен двором. В общем, другого она и не требовала. Но как скучно бывало в этом крошечном пространстве, знала только сама. Последние пять лет она больше не испытывала серьезных проблем с ногами, к хромоте же давно привыкла. Но по-прежнему продолжала учиться дома. Боялась: в школе будут дразнить .

А минувшей зимой случайно познакомилась и подружилась с ребятами, которые тоже учились в 60-й школе, но были не , а , то есть ходили на уроки, как обычно.

-И вот сидим мы с мамой дома,- вспоминает Аюна.- Она мне говорит: ремонт надо делать, скоро учителей встречать... А я думаю- выпускной класс, самое интересное! И я это пропущу?!

На следующий день мама пошла в школу договариваться о переводе на очную форму обучения. Так третьего сентября 16-летняя Аюна впервые в жизни переступила порог школьного класса.

-Сперва мне было сложновато,- признается она.- Никого не знаю... Но уже в понедельник меня приняли, как свою. И я решила, что добьюсь цели- обязательно со всеми подружусь! А что касается учебы... Честно говоря, все время одной слушать учительницу нудно. А тут, боже мой, за многие годы я такого никогда не ощущала. Это было что-то!

Проучившись месяц в коллективе, Аюна поняла, сколького лишалась из-за того, что была вынуждена сидеть дома. Заниматься вместе со всеми и интереснее, и эффективнее, уверена она. Ездить каждый день к восьми утра через весь город немного хлопотно.

-Но если у тебя в голове есть мысль, что ты едешь туда не зря, а пообщаться, получить знания, то можно все преодолеть!

Оставшиеся три учебных года девушка решила провести в классе. На домашнее обучение ее теперь не заманить никакими пряниками.

Плюсы перевешивают минусы

В том, что больным и здоровым детям полезно учиться вместе, люди, которые это попробовали, не сомневаются.

-У нас в городе есть один молодой человек, Алексей, он инвалид по слуху,- рассказала Эржена Будаева.- Он сам из деревни, а там в принципе не было специальной школы. Волей-неволей пошел в обычную. Зато сейчас не нарадуется: пришлось научиться и читать по губам, и разговаривать, и теперь нет проблем с общением, с работой, он полноценный член общества.

Плюсы совместного обучения - это и хорошая социальная адаптация, и развитие навыков общения, и спасение от комплекса неполноценности. Минус только один- риск, что с ослабленным физически ребенком что-то случится. Но от травм не застрахован никто. А самые элементарные усилия- поданная вовремя рука- сводят такой риск к минимуму.

Но инклюзивное обучение нужно не только детям-инвалидам. Не менее значимо оно и для их здоровых сверстников.

-Это очень хорошо, что родители отдали Туран к нам именно с первого класса,- считает Людмила Ракова, зам. директора школы №1 по воспитательной работе.- В этом возрасте дети очень восприимчивы и отзывчивы, им нужно было только объяснить, что этой девочке нужна их помощь. И вы бы видели реакцию! Такое понимание, такая доброта!..

Думается, ни Рома Низомов, ни Света Малкова, ни кто другой из 25-ти одноклассников Туран Ибрагимовой никогда не покажут пальцем на человека в инвалидном кресле. В своей школе они научатся не только чтению или алгебре и началам анализа. Они каждый день учатся человечности.

Почему детей-инвалидов не берут в обычные школы?

 В школах нет пандусов, лифтов, широких дверных проемов, удобных туалетов

 Преподавательский состав не готов принять таких детей, потому что не знает, как с ними обращаться

 Иногда необходимо ввести в штат специального сотрудника, который помогал бы детям-инвалидам передвигаться внутри школы, посещать туалет и так далее

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях