Общество
2625

Прикосновение к истинному чуду



Из Северной Индии студентки БГУ привезли не только новые знания, но и духовный опыт

-Там все встают в пять утра,- рассказывает Ульяна Жамбаева, одна из четырех студенток факультета востоковедения, вернувшихся 7 января из Дхармасалы.- А в шесть уже начинаются пары

Еще с первого курса подруги Ульяна Жамбаева, Саяна Дашиева, Бадара Дугаржапова и Чечена Самдан, начиная изучать тибетский язык, мечтали о том, как однажды попадут в Гималаи, в страну, где каждый встречный свободно изъясняется на языке священных текстов. Но реальные очертания эта фантазия обрела только четыре года спустя. Минувшей осенью один из преподавателей БГУ, тибетец Шираб Джамсо, помог наладить связь с колледжем в Северной Индии, в городе Дхармасала, где находится резиденция Далай-ламы.

В конце сентября четыре юные путешественницы улетели в Индию. Четыре месяца провели они вдали от родных. За это время девчонки успели получить новые знания, завоевать дружбу самого Богдо-гэгэна, одного из высочайших духовных лидеров буддийского мира, побывать под дулом автомата непальских пограничников, распробовать тибетскую кухню... А еще- приобрести духовный опыт, который сделал их жизнь богаче и интереснее.



В Гималаи на такси

-Мы прилетели в Дели 24 сентября,- рассказывает Ульяна Жамбаева.- Поначалу это был шок: там сезон дождей, ужасно жарко, душно... Мы решили взять такси, и нас повезли через Дели: грязно, страшно, в воздухе такое зловоние стоит...

13 часов пришлось провести подругам в пути. Перепуганные и растерянные поначалу- ехали они вообще без сопровождающих, а встречать студенток должны были уже в Дхармасале,- чем ближе подъезжали они к городу Далай-ламы, тем сильнее удивлялись тому, как меняется все вокруг. Исчезали из виду трущобы и нищие. Жара спадала, даже воздух становился чище, свежее.

-Там совсем другой климат,- рассказывает Ульяна,- Дхармасала ведь у самого подножия Гималаев. Но мне кажется, это и оттого, что само место такое, священное.

На месте их радушно встретил Богдо-гэгэн- именно через него в прошлом году удалось решить вопрос о практике для бурятских студенток. Он поселил их у себя в коттедже, где устроено что-то вроде отеля для приезжих, и весь месяц, пока они там жили, часто заходил в гости.

-Он такой веселый, добрый человек оказался,- смеется Ульяна,- сам к нам приходил чай пить. Он нам стал просто как дедушка!

Уже через несколько дней начались занятия в колледже. Это учебное заведение называется - , там учатся и дети-сироты, и студенты, и даже преподаватели из разных стран. Девушки занимались в отдельной группе, но по общему распорядку. Поначалу пришлось не так-то просто: ладно бы надо было только адаптироваться к стобалльной системе оценок. Режим дня индийских студентов оказался более чем жестким: в пять утра- подъем, молитва. Правда, на нее наши землячки, хотя и буддистки, ходить не стали: службу на тибетском они все равно бы не поняли. В шесть начинаются пары, занятия по грамматике, разговорному языку, современной тибетской скорописи, сильно отличающейся от классической. Занятия идут до обеда, потом до 19 часов- свободное время. Зато в 19.00 двери кампуса закрываются на замок! Опоздал ты случайно или по разгильдяйству- иди ночевать в гостиницу. А в общежитии тем временем ходит по комнатам специальный сотрудник, который проверяет, чем заняты студенты- до 22.00 они обязаны сидеть за книгами! И так- 6 дней в неделю, кроме воскресенья.

За визой под дулом автомата

Постепенно девчонки адаптировались к жизни в Индии, перестали простужаться и мучиться головными болями от разреженного воздуха. Но тут встала новая проблема: в Индии они были по туристической визе, которой приходил конец. И тут выяснилось, что в Дели продлить ее нельзя, надо ехать в Непал, где идет гражданская война! Что же делать- подруги отправились в Катманду.

Неприятности свалились на голову уже на границе. Непальские пограничники, понимавшие по-английски чуть больше , а по-тибетски- и того меньше, абсолютно не могли взять в толк, каким образом у гражданок, заявляющих, что они из России, могут быть азиатские лица.

-А в довершение всего,- с содроганием говорит Ульяна,- у нас паспорта красные! А там красные только у государственных чиновников, а у простых людей- зеленые. Они же смотрят: совсем молодые девчонки- и с красными паспортами! Видимо, решили, что и документы у нас поддельные.

Бурятских студенток допрашивали, держа на прицеле под дулом автомата. С горем пополам остальные пассажиры автобуса, понимавшие и по-непальски, и по-тибетски, объяснили бдительным пограничникам, кто они такие.

Зато когда непальцы поняли, что перед ними действительно граждане России... Автобус, на радость всем пассажирам, миновал границу с рекордной скоростью, без обычных многочасовых проволочек. И далее судьба студенток хранила: первый же лама, у которого они спросили, как пройти в посольство, не только помог им побыстрее оформить все документы, но и посадил на автобус обратно в Индию.

Позы по воскресеньям

Одним из самых больших сюрпризов Индии оказалось для девчат то, как много наших соотечественников со всего бывшего Союза учится в Дхармасале. При этом они первое время были единственными девушками среди примерно полусотни молодых людей со всех концов России и СНГ.

-Они к нам относились, как к сестренкам,- говорит Ульяна.- Каждое воскресенье мы собирались в специальном доме и устраивали как бы : общались, готовили позы, ребята нас учили, как себя вести, как одеваться.

В этом была реальная необходимость: тибетцы все очень смуглые, и белокожие буряточки автоматически оказались в числе первых красавиц колледжа. Легкомысленная на взгляд тибетцев одежда- например, блузка со слишком коротким рукавом- могла серьезно подмочить им репутацию!

Вообще же представления тибетцев о жителях Бурятии девушек шокировали.

-Москва у них- отдельная страна. Все азиаты для них ,- рассказывает Ульяна.- А Монголию они считают частью России, но дикой страной, где дикие люди живут в юртах, в степи. Мы были просто убиты наповал, когда в один из первых дней пришла тибетянка объяснять нам, что такое окно! Зато когда мы им показали фотографии Улан-Удэ, уже у них был шок, что это такой большой и красивый город.

А вот к тибетской кухне девочкам привыкнуть так и не удалось: слишком острая, непривычная на вкус, она вызывала даже отвращение. Почти все время они питались в ресторане, где выбирали блюда, максимально похожие на бурятские. Зато теперь, смеется Ульяна, она долго не сможет смотреть ни на пельмени, ни на мясной суп-лапшу.

Самым же огромным потрясением стала для Ульяны аудиенция у Далай-ламы, на которую им помогли попасть земляки-студенты. Правда, девочкам дали только возможность послушать лекцию и поздороваться, но и этого хватило с лихвой.

-У него такая мощная энергетика,- взволнованно говорит девушка,- просто окрыляешься, он просто излучает доброту... Когда разрешили подойти к нему, он долго-долго смотрел мне в глаза и улыбался добро-добро... Я успела только сказать: - и охранник меня уже оттолкнул.

Но ощущение прикосновения к чуду, к живому воплощению Божества, осталось, думается Ульяне, в душе на всю жизнь. Она и ее подруги привезли из Индии не только впечатления об экзотической стране и воспоминания о курьезах и приключениях.

-Я поняла,- говорит девушка,- что, несмотря на все противостояния, мы все братья, все люди равны и все могут достичь совершенства. Все на самом деле так просто и так сложно, это нельзя объяснить... Но мне кажется, что и сама я стала чуточку ближе к совершенству.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях