Еравнинцы ко всему привыкли относиться с душой, обстоятельно и вдумчиво. Поэтому вдумчивость помогает им выигрывать в шашки, неторопливость — прожить долгие годы, пройдя от начала и до конца великую войну, созерцательность — смотреть на один и тот же пейзаж из окна маршрутного такси, наматывая более шестисот километров за неделю, а душевность — печь самый вкусный в районе хлеб
Юный шашист приглашен на чемпионат мира
— В шашки меня научил играть папа, а его — дедушка, — говорит пятиклассник Баин Халхаров, ученик второй Сосново-озерской школы.
Недавно он ездил на чемпионат России по шашкам в Санкт-Петербург, где занял пятое место в группе ребят 1996 года и младше.
Баин сыграл восемнадцать партий с девятью соперниками, десять из них выиграл. И стал в итоге пятым из двадцати пяти участников.
Особенно ему запомнился мальчик из Якутии, который выиграл у него и в конечном счете стал чемпионом. По результатам соревнований Баин был приглашен в сборную России и, возможно, будет отстаивать честь страны на чемпионате мира, который состоится там же, в Санкт-Петербурге.
Не забывает Баин и учебу.
— Когда я вырасту, стану адвокатом, — застенчиво улыбается юный шашист.
Штурман бомбардировщика прошел всю войну по земле
Чингис Зориктуевич Бадмаев — один из старейших жителей Еравнинского района. В январе ему исполнилось девяносто четыре года. До конца не исследованным фактом из его военной биографии остается участие в бомбардировке немецкого города Дрезден. Сам Чингис Зориктуевич с трудом вспоминает обстоятельства того вылета, говорит только, что в экипаже самолета было четыре человека и в целях маскировки взлетали они ночью.
О войне ветеран рассказывать не любит — с годами воспоминания не утратили своей остроты. В прошлом, юбилейном году Победы многие журналисты хотели разговорить Чингиса Зориктуевича, но ни у кого не получилось — ветеран наотрез отказывался давать интервью. Но все же с трудом, по крупицам, удалось узнать у него некоторые подробности его службы.
В 1938 году он поступил в Харьковское военно-авиационное училище, после окончания служил штурманом на бомбардировщике СБ в Западной Украине.
— Самолеты тогда были тихоходные, фанерные, брони никакой. Когда началась война, очень многие летчики так и не взлетели, потому что их машины разбомбили фашисты. Сам я и месяца не пролетал, как получил ранение и оказался в госпитале, — вспоминает Чингис Зориктуевич.
После лечения его перевели в резерв Юго-Западного фронта, в пехотные части. Про этот период войны ветеран вспоминает с еще большей неохотой.
— Тогда мы разве что человечину не ели. Вам об этом знать не нужно, — сердится фронтовик.
Сталинград, Курская дуга, Румыния, Германия, четыре ранения — таков его путь к Победе.
В самом конце войны их часть, штурмовавшую Берлин, направили к Праге — добивать остатки фашистских войск. Закончил службу в 1954 году в звании капитана.
В 1942 году он получил редкую по тем временам медаль «За отвагу». Всего же у Чингиса Зориктуевича четыре ордена — две Красные Звезды и ордена Великой
Отечественной войны первой и второй степеней.
Пекарь — мужская профессия
Самое первое, что чувствуешь, заходя в пекарню, — это запах свежеиспеченного хлеба. Так что перед подобным выходом лучше перекусить, иначе дразнящий вкус начисто отобьет рабочий настрой и заставит призывно урчать желудок.
Олег Наумов — один из немногих мужчин, работающих на производстве в поселковой пекарне, входящей в Сосновоозерский рабочий кооператив. С виду он больше похож на флотского кока, нежели на пекаря, что дает почву для дружеских поддевок со стороны коллег-женщин, называющих его «наш моряк».
— Хлеб мы печем круглые сутки, посменно. Особых тонкостей в работе нет — проверяем качество муки, замешиваем тесто в чанах, разливаем его по формам и выпекаем, — говорит Наумов.
Пекарем работала его бабушка, сам Олег часто приходил к ней на работу и тоже постепенно втянулся. Начинал учеником, затем поступил в ПТУ и вот уже тринадцать лет он выпекает лучший в районе хлеб.
Чудесные иконы еравнинского прихода
На старых иконах, привезенных в новую церковь, лики святых со временем проявляются из-под копоти все ярче и отчетливее.
— Это считается одним из чудесных проявлений, но подобные чудеса православию известны — иконы, обретенные церковью, сами по себе начинают очищаться, — говорит священник Олег Исаков, настоятель храма Нерукотворного образа Христа Спасителя в Сосновоозерске.
До 1934 года в поселке стоял храм святителя Иннокентия Иркутского. Та церковь не выжила в антирелигиозном угаре тех лет, но в конце прошлого года усилиями епархии и местных жителей был открыт новый приход.
Олег Исаков служит в церковном сане всего год. Родом он из Иркутска, но уже десять лет живет в Бурятии. Каждую неделю батюшке приходится приезжать из Улан-Удэ, чтобы проводить службы с пятницы по воскресенье.
— Тяжело приходится, но пока у меня нет жилья в поселке. Из-за частых поездок иногда просто не хватает времени на прием верующих, — сетует священник.
Помимо Еравны, батюшка окормляет православных из Баунтовского и Хоринского районов.
— Многие люди из деревень хотят приехать, покреститься, но не имеют возможности добраться до храма. Однако прихожан — и русских, и бурят — становится все больше. Недавно мы провели и первое венчание, — рассказывает Олег Исаков.
Помимо бытовых трудностей, расстраивает священника то, что нет пока у его храма колоколов. Он надеется, что прихожане и выходцы из района помогут ему собрать достаточно средств, чтобы заказать их, ведь храм без колоколов, что человек без языка.
Общество
1804
Еравна душевная и задумчивая
Главное богатство озерного края — люди, покоряющие своей неторопливостью и созерцательностью