— Меня жалеют и сочувствуют, дескать, тебе, наверно, там одиноко и скучно, — смеется Янжима Жимбеева, фермер из Кижингинского района. — А я бы, может, с удовольствием поскучала, но на ничегонеделанье просто времени не хватает
В начале 90-х годов молодая семья Жимбеевых из села Могсохон оказалась без средств к существованию: заработную плату швее и разнорабочему сначала месяцами задерживали, а потом вообще перестали выплачивать.
— От отчаяния и беспомощности я обратилась к ламе с просьбой посоветовать, как нам прокормить семью, как выжить вообще, — рассказывает Янжима. — А он так по-философски порекомендовал: попробуйте заняться тем, чем занимались ваши предки. И оптимистически предсказал: у вас получится.
За 12 лет фермерства Жимбеевы не только возвели большой дом, просторную баню, вместительный гараж и другие постройки, но и обзавелись различной техникой — от удобного для сельчан «уазика» до вездехода «КамАЗа». Пробурили скважину 20 метров глубиной. На широких пастбищах разгуливают 70 голов КРС и 100 грубошерстных курдючных овец. Сенокосные угодья и посевные поля по-хозяйски огорожены.
А начинали с того, что взяли с собой единственную коровенку — подарок на свадьбу, правда, породы хорошей — казахской белоголовой — и одну овцу, которую им вручила мама Янжимы на разведение, и отправились в чистое поле в прямом смысле слова. Земля, которую дали новоявленным фермерам, казалась бескрайними просторами.
— Пустырь да и только, — вспоминает Янжима. — Округу видно как на ладони. Корову пришлось привязывать к колышку, как козу, чтоб не сбежала.
Первым делом Жимбеевы построили тепляк и два года жили в «импровизированном» домике с земляным полом и без света. Обзавелись 400-литровой бочкой, воду возили за пять километров от гурта.
Отдохнувшая земля, которая десятками лет не обрабатывалась, превратившись в целину, ожила от людской заботы и в первый же год выдала неслыханный урожай пшеницы и овса.
По примеру Жимбеевых еще несколько семей организовали фермерские хозяйства, но на плаву удержаться не смогли. Некоторые «погорели» на взятых кредитах. Цыденжап и Янжима на свою первую ссуду купили трактор Т-4. Он стал палочкой-выручалочкой во всех делах. До этого все время приходилось ходить пешком. Главу семьи трудно застать дома, весь в заботах и делах, отдыху он отдает лишь минуты.
— Цыденжап очень степенный, немногословный и настоящий трудоголик, — рассказывает о муже Янжима. — Мы никогда друг на друга обязанности не перекладывали. Но как-то само собой установилось, что он в семье главный добытчик.
Про себя Янжима говорит, что она домашний человек. Правда, домоседством не злоупотребляет. Лихо ездит на «уазике», водит трактор и «КамАЗ». Вместе с мужем возводила все строения.
— Ошкуривала бревна до потери пульса, — вспоминает Янжима. — Тяжело приходилось, пока на ноги не встали. Но никогда не было состояния, что я не хочу или не могу. Да и работа была в радость. Для себя же делаем! Мы сеем или сено косим, а дома хозяйничает моя старенькая мама Цыренбам Аюшеевна. Мы между собой смеемся, называем ее, любя, «бабушка-замок». Она же у нас вместо охранника.
Жимбеевы берутся за любую работу. Взяли лесную деляну, между сельскохозяйственными работами заготавливают лес. Есть огромное огородное поле. Картофель выращивают на продажу. Занимаются откормом свиней.
— На одном скотоводстве далеко не уедешь, — отмечает Янжима. — Возникают денежные трудности, Цыденжап садится за руль «КамАЗа» и едет калымить, кому-нибудь надо что-то увезти, привезти.
Труд животновода не всегда окупается. Мясо приходится сдавать перекупщикам за полцены. Овечью шерсть принимают по три рубля за один килограмм.
— Я уж было плюнула, сама стала шить войлочные одеяла, чтобы за бесценок не отдавать шерсть, — смеется Янжима. — Всю семью обшила, родных. А дальше-то что? Вот хотим приобрести ангорскую породу овец, видимо, тогда придется заняться вязанием.
В родительской семье мужа восемь детей, в ее — семеро. Жимбеевы, у которых двое детей, стали настоящей опорой для своих братьев и сестер. Зачастую выручают односельчан, как правило, на каждый спортивный турнир учреждают свой призовой фонд.
— Мы ценим простоту в общении, — говорит Янжима. — Никакой достаток нас не испортит, никогда мы не будем высокомерными и самодовольными...
Общество
1353
Дом, окнами в поле
Бывшие швея и электрик живут в степи: растят хлеб, откармливают скот и рубят лес