Общество
1697

Большой круг жизни бабушки Цынды

Деловито семеня и опираясь на палочку, Цында Базаровна Батуева совершает ежедневный моцион — двадцать кругов по двору в качестве зарядки

Деловито семеня и опираясь на палочку, Цында Базаровна Батуева совершает ежедневный моцион — двадцать кругов по двору в качестве зарядки



Ничего вроде бы особенного, если не учитывать одного весьма существенного обстоятельства: в этом году старейшей жительнице кижингинского села Загустай стукнуло 100 лет.
Дочь Янжима Ботоевна усаживает маму на диван, объясняя долгожительнице, что, мол, журналисты из города приехали про нее писать. А бабуле это не впервой. Уж и телевидение снимало, и юбилей в местном клубе справили. Говорят, недавно даже из города Нерюнгри люди специально приходили на столетнюю бабушку посмотреть.
Гостям Цында Базаровна велит обязательно помолиться в святом углу дома, а уж потом разговаривает. В свой полный век она сохранила ясный ум и чувство юмора, а также обстоятельность. Кто ты, что ты, сколько лет — это бабушка непременно спросит у гостя. Еще и совет даст житейский, если надо.
Говорит, что всю жизнь работала и не грешила особо. Вспоминает, что когда ей было шесть лет, в деревню приезжали трое больших лам из Тибета и один из них летал, накрывшись покрывалом. Эту чудесную картину женщина помнит в подробностях до сих пор.
Сейчас смыслом своей долгой жизни считает каждодневные молитвы.
— Богу молиться надо! — неожиданно вставляет бабушка в бурятскую речь фразу на русском, отвечая на вопрос, как же дожить-то до ста лет. Остригла наголо волосы. Правда, говорит, в женский буддийский сан официально не посвящалась. Но бог в душе, и для этого особых церемоний не нужно.
И никаких вредных привычек. Правда, курила бабуля с 6 лет, но в 60 бросила. Собрала свои сигареты, закопала в землю и дала себе клятву никогда в жизни не курить. За сорок лет ни разу своей клятве не изменила.
А десять лет назад, в девяносто лет, автостопом добралась бабушка Цында из Загустая в Иволгинский дацан, когда его посетил Далай-лама. Сейчас, конечно, в такие вояжи одна не отправляется, разве что по главной загустайской улице прогуляется с внуком.
Подружки у бабули — «молодые» — одна девяностолетняя, есть и помоложе.
Она немного сокрушается по поводу своей долгой жизни — говорит, что, наверное, «плохой» человек, раз так долго живет на свете. У бурят считается, что долгая жизнь — это своеобразное испытание. Пожившим людям надо уходить, давая дорогу молодым. Но у Цынды Базаровны и внуки есть, и правнуки, и праправнуки. Так что ей на этот счет беспокоиться не стоит. Здоровья и счастья вам, Цында Базаровна!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях