Общество
1616

В маминой группе всем хорошо

Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно брать на воспитание и получать за это зарплату

— Чем больше таких детей в одной семье, тем легче работать, — считает Ольга Викторовна, воспитатель семейно-воспитательной группы из Улан-Удэ



Судьба распорядилась так, что своих детей у женщины не было, но вся ее жизнь неразрывно связана с малышами. Она — бывший воспитатель детского сада, а теперь сотрудница социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Ольге Викторовне никуда ходить не надо — что называется, «надел тапочки — вот уже и на работе». С одной стороны, это бе­зусловный плюс. Но с другой — целыми днями без выходных необходимо находиться неотлучно со своими воспитанниками. На это согласится не каждый, разве что человек, искренне любящий детей, такой, как Ольга.
Первой в доме улан-удэнки появилась трехлетняя Валюшка, но она находилась здесь совсем недолго — вскоре нашлась ее тетя, которая оформила опекунство. Пятилетнего Ваню спустя три года увезли в Кяхтинский детский дом, потому что он родом из Кяхты. Там живут его родители.
Семилетняя Юля живет у Ольги Викторовны уже четыре года. Папа девочки отбывает срок, мама умерла. Поскольку отец пока не лишен родительских прав, малышку никто не может удочерить, а жить в детском доме или реабилитационном центре она не хочет. Взрослые нашли выход — передали девочку на воспитание в семейную группу.
Жизнерадостная, общительная девчушка в этом году пойдет в школу. Она уже умеет читать, считать и писать в прописях. Всему этому ее учит мама, именно так с самой первой встречи Юлька стала называть свою воспитательницу.
— Когда я увидела маму, я сказала, ой, мамочка, возьми меня, — вспоминает Юля свое знакомство с Ольгой Викторовной. — Мама сначала ко мне приходила, а потом забрала к себе.
Во время разговора хрупкая девочка ни на шаг не отходит от женщины: то садится рядышком, то прижимается к ней. Глаза семилетки излучают такую радость, какую не увидишь ни у одного детдомовского ребенка.
У Юльки есть практически все, как у любого домашнего ребенка: детская кроватка, множество игрушек, ученическая парта и даже своя комната. Она с удовольствием показывает уютную комнатку, где спит, оригинальный кармашек для пижамы и туалетных принадлежностей, цветы, за которыми ухаживает… Все это благополучие создал для нее единственный близкий на сегодняшний день человек — воспитатель и мама в одном лице. И хотя нет в квартире дорогостоящих вещей, зато создана уютная домашняя атмосфера, в которой малышка чувствует себя любимым ребенком.
В отличие от детского дома или реабилитационного центра в семейно-воспитательной группе не требуется строго соблюдать режим дня, поэтому девочка спит, сколько душе угодно. Распорядок дня строится как в обычной семье. Кроме ежедневных занятий дома (вся работа идет по программе воспитания в детском саду), Юля занимается в кружке «Умелые руки», где учится рисовать, лепить, делать поделки.
Воспитательница приучает свою подопечную к самостоятельности. Девочка научилась себя обслуживать, застилать постель и наводить порядок в комнате. Учится подметать полы, а иногда выводит на прогулку домашнюю любимицу —дворняжку по кличке Рик.
Одна из наиболее серьезных проблем, с которой столкнулась мама Оля, — гиперактивность ребенка. Юлька очень подвижный и неусидчивый человечек, слишком говорливая и общительная. Может подойти на улице к незнакомому человеку и даже обнять, поцеловать… Проблему пришлось решать вместе с детским неврологом.
Работать воспитателем семейной группы Ольге Викторовне нравится, но не устраивает заработная плата — 1800 рублей. Когда воспитанников было больше, зарплата соответственно была тоже больше.
— За одного воспитанника платят одну треть ставки воспитателя четырнадцатого разряда, за двоих — две трети, а за троих положена полная ставка, — поясняет Валентина Федотова, директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. — Кроме того, на каждого ребенка ежемесячно выдается определенный набор продуктов, в том числе молоко, мясо, сахар, овощи, фрукты и так далее.
Средства личной гигиены, постельное белье, одежда также выдаются ребенку бесплатно. При необходимости семья обеспечивается детской кроваткой. Ребенок, взятый в семейно-воспитательную группу, находится на полном гособеспечении. На питание в среднем выделяется 78 рублей ежедневно.
— Раньше продуктов давали больше, — рассказывает Ольга Викторовна, — а теперь иногда даже не хватает, поэтому приходится подрабатывать. Никаких льгот нам не предоставляют, а ведь надо платить за квартиру, за свет, воду... Одежду тоже приходится покупать, чтобы Юля не чувствовала себя ущербной.
Несмотря на некоторые трудности, с которыми приходится сталкиваться воспитателю семейной группы, Ольга Викторовна не жалеет, что взвалила на свои плечи нелегкую ношу. Она искренне любит малышку, и та ей платит взаимностью.
— Я хочу жить в семье, потому что у меня мамочка есть, — признается девочка, которая вместе с мамой Олей мечтает взять в свою группу еще одного ребенка.

Кто может стать воспитателем семейной группы?

Устроиться на такую работу может любой взрослый человек, возрастных ограничений нет. В Бурятии нередко ребенка берут на воспитание родственники. Среди воспитателей есть как семейные пары, так и одинокие люди.
Работа в воспитательной группе засчитывается в стаж.
В реабилитационном центре можно трудиться по совместительству, имея при этом другое постоянное место работы. В таком случае ребенка можно устроить в детский сад.
Воспитатель имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на время которого он может передать ребенка в центр и отдохнуть.
Одно из главных требований, которые предъявляются воспитателю, — жилищные условия. У каждого ребенка в доме должно быть свое место для занятий, игр… Лучше, если это будет отдельная комната. Прописывать ребенка на своей жилплощади и платить за него коммунальные услуги не нужно, так как он числится воспитанником реабилитационного центра.
Каждый потенциальный воспитатель должен представить справки из наркологического, психоневрологического и противотуберкулезного диспансеров. Обязательно требуется согласие всех членов семьи, даже детей.
По положению в семейно-воспитательной группе может находиться до пяти детей, но лучше брать одного-трех ребят. Уровень образованности воспитателей роли не играет.
Лучше всего, если на воспитание будут брать люди материально обеспеченные, которым не хватает детей в семье. Возможно, впоследствии они захотят усыновить своего подопечного.
После создания группы осуществляется ее патронат. Психолог реабилитационного центра еженедельно посещает семью, причем работает как с детьми, так и со взрослыми. Помимо этого, деятельность воспитателя контролируют сотрудники Министерства образования Бурятии и администрация центра.

Воспитанника можно вернуть

На воспитание можно брать детей в возрасте от трех до восемнадцати лет.
С воспитателем подписывают соответствующий договор. Первоначальный срок его действия — месяц. Затем можно оформить бессрочный договор.
В соответствии с законом договор может быть расторгнут. Причин тому несколько. Например, не сложились отношения между воспитателем и воспитанником. Болезнь того или другого может стать причиной расторжения трудового договора, так же как переезд воспитателя в другой регион или другую страну или изменение его семейного положения.
Иногда семейно-воспитательные группы прекращают свое существование, если ребенка забрали родители или другие родственники.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях