Общество
2421

«Вагон музыки» инженера Козулина

Улан-удэнский бард в 59 лет дебютирует на большой сцене

В следующем году Николаю Козулину можно уходить на пенсию. Позади тридцать три года преподавания в железнодорожном техникуме. В документах — удостоверения заслуженного инженера Бурятии и учителя России



В неофициальной жизни Николая Михайловича «одна, но пламенная страсть» — песня. Он не только исполняет русские народные песни и романсы, но и сам сочиняет.
В этом году сбылась заветная мечта Николая Михайловича. Бард, певший раньше лишь на камерных вечерах, впервые выйдет на большую сцену. Он собирается представить в филармонии свой дебютный альбом «Звезды на небе», записанный в санкт-петербургской студии. Совсем скоро выйдут еще два диска. На них авторские произведения Козулина, русские народные песни и романсы. Теперь в планах инженера-электрика — концерты в разных городах России. Ему уже удалось выступить со своей программой в Доме Шаляпина в Москве и дать небольшой концерт в Иркутске вместе с известным гитаристом Александром Сага.
Сам Козулин переменами в своей жизни не удивлен. Он считает, что когда-то это должно было случиться. Все не случайно, убежден он.
— В последние полгода на меня свалился просто вагон музыки, я все пишу и пишу, — говорит он. — А вот в концертах такого уровня, как филармония, новичок, немного страшновато выступать. Ну, ничего. Мне, конечно, много лет, но начинать новую жизнь можно в любом возрасте — никогда не поздно.

Специальность выбрала мама
Всю жизнь Козулин существует в двух ипостасях. Днем — инженер и учитель, по вечерам — бард. Какая из них для него важнее, сказать сложно. Музыка инженеру необходима как воздух, но и к специальности своей он никогда равнодушен не был. Его лаборатория «едва ли не лучшая в России», убежден коллега инженера Сергей Тимофеев.
Козулин пел и играл, сколько себя помнит. Его мама Нина Михайловна вспоминает, что в шесть лет он с ее голоса выучил два романса Чайковского, которые и пел, стоя на табуретке. Через год будущий бард уже учился в музыкальной школе, но, увы, недолго — всего два года.
— Уже в юности я понимал, что могу стать певцом, но не решился это сделать, так как часто болел ангинами и не был уверен, что певческого здоровья мне хватит на всю жизнь, — говорит певец.
Выбор профессии за него сделала мама. Понравилось название специальности в железнодорожном техникуме: «Автоматика и телемеханика». Выступать с песнями он стал, будучи студентом Омского института инженеров транспорта. Однако после окончания вуза пение отошло на второй план.
— Я поддерживал форму лишь домашним музицированием и любительским сочинительством, — вспоминает певец.
В 1981 году Козулин во время отпуска отправился в круиз по странам Северного и Балтийского морей. По пути в Лондон на лайнере состоялся импровизированный концерт. Романсы Николая Михайловича имели шумный успех, многие записывали их на магнитофон. Говорили даже, что две его песни потом долго крутило Би-би-си.
Потом были выступления на Арбате в Москве и четыре года «стажировки» в ресторане «Миф», где стал, по выражению одного из клиентов, «достопримечательностью города». Тогда Козулин понял, что песнями можно неплохо зарабатывать.
— Конец 80-х — трудное время, я тогда даже зарплату в колледже забывал получать, да и что там, копейки давали, — рассказывает он.
Однако преподавательскую деятельность не оставил. Профессии инженера и педагога по-прежнему оставались для него основными, а песни — любимым хобби.
На систематическую концертную деятельность его подтолкнули в 2003 году друзья-актеры. После творческого вечера певца в театре русской драмы они убедили, «что голос нельзя прятать, его надо развивать», вспоминает Нина Вершинина, заслуженная артистка Бурятии. С тех пор бард стал устраивать небольшие творческие вечера и даже составил четыре сольные программы. Выступал в школах, техникумах, вузах, воинских частях.

«Вагон музыки»
Совсем «новая жизнь» инженера Козулина, как сам он говорит, началась случайно. В ноябре 2005 года его отправили перенимать опыт у железнодорожников Санкт-Петербурга. В гостинице ему на глаза попался замусоленный музыкальный журнальчик «Аудио Формат», который постояльцы использовали как подставку под чайник. На последней странице со следами чаепитий было напечатано интервью. В нем некий Олег Кукин, звукорежиссер и саундпродюсер, рассказывал о технических новинках своей студии. Прочитав статью, Козулин решился. Тем более что друзья и поклонники уже давно уговаривали Николая Михайловича записать свои песни. Но пошел он больше «ради интереса».
— Кукин меня не очень-то приветливо встретил, — вспоминает Николай Михайлович. — Но я вижу — мужик возрастной, думаю, ну старый конь борозды не испортит, я с ним, может быть, найду контакт. Говорю ему: ну хоть одну-то песню послушай, что я, зря пришел, что ли?
Продюсер нехотя согласился. В результате «Студия 36» записала три альбома улан-удэнского исполнителя. Мало того, саундпродюсер сам нашел для Козулина аккомпаниатора: Николай Михайлович владеет инструментом только как любитель. Им оказался Дмитрий Лосев, гитарист группы «ПушкинЪ», игравший раньше в «ДДТ».
Аранжировку песен для первого альбома «Звезды на небе» писали и аранжировали с кассеты в отсутствие автора. Тому пришлось вернуться домой — срок командировки истек. Лишь в рождественские каникулы работу над песнями удалось возобновить.
— Никак не мог приспособиться петь в наушниках, в них голоса своего совсем не слышно. Я расстроился: то не там вступлю, то мелодию потеряю. А потом мне один опытный товарищ посоветовал, один наушник сдвинуть. И точно — стал голос свой слышать, запись нормально пошла, — рассказывает бард.
Когда Николай Михайлович впервые взял в руки свои альбомы, он испытал смешанные чувства. После первой радости — мечта всей жизни исполнилась — понял, что надо идти дальше. Чтобы их покупали, надо выступать.

Сила и нежность
Для больших концертов срочно надо было найти профессионального гитариста. В одной из рабочих поездок в Иркутск друзья познакомили певца с Александром Сага, талантливым музыкантом-импровизатором, которого негласно считают «золотой гитарой Сибири». Гитарист без особого восторга отнесся к предложению Козулина ему аккомпанировать. Исполнителей он не любит, предпочитая выступать один. Сослался на занятость, но подыграть хотя бы одну песню согласился. А в процессе так увлекся, что и сам стал импровизировать. С этого момента и сложился творческий союз двух музыкантов. Николай Михайлович уверяет, что теперь ему «ничего не страшно», за его спиной «шикарный гитарист».
Козулин предпочитает петь лирические песни, эти «ценности непреходящие» неизменно присутствуют в его репертуаре. Мягкий, обволакивающий баритон Козулина словно предназначен для исполнения романсов и народных песен. В голосе певца «сила и нежность», отметил как-то зритель после концерта.
За годы творчества у певца в Улан-Удэ появилось много поклонников и ценителей его таланта. Один из них даже создал в Интернете его сайт, чтобы была возможность следить за творчеством любимого барда.
— Сейчас большая редкость хорошее, доброе исполнение таких песен, — говорит Нина Вершинина, актриса театра русской драмы. — Его песни задевают за живое. И вообще он как человек развит многогранно, в жизни — оптимист.
Коллеги Николая Михайловича с удовольствием слушают его выступления.
— Я его голосом восхищен и особенно музыкой. Мне все нравится в его исполнении, но особенно люблю, когда он поет «Черного ворона», — делится Сергей Тимофеев, преподаватель железнодорожного колледжа.
Сейчас Николай Михайлович готовится к своему первому выступлению на большой сцене перед земляками. Идут переговоры о гастролях в Америке.
— Меня, наверное, скоро из техникума выгонят, — смеется Николай Михайлович. — Вот уйду на пенсию и начну новую жизнь.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях