Аргадинцев словно перенесли в современность из древности: они сохранили привычки питания предков, традиции почитания старших и гостей. И главное, готовность помочь в беде, пусть и ценой собственной жизни
До сих пор в селе сохранились дома с тайниками, где аргадинцы прятали лам во времена гонений на религию. В опасную тайну были посвящены даже маленькие дети, за ними не следили так пристально, как за взрослыми.
— Бывало, милиция по селу рыщет, ламы сутками в потайном подвале находятся. Боялись, чтобы не кашлянули громко. Еду тайком выносили, чтобы детишки во время игры им незаметно отдали. Для тех, кто в лесу скрывался, опознавательный знак на ночь был. Если телогрейка на чучеле висит — чужой человек в доме, — вспоминает 75-летний Бадма Ринчинович Хубусгеев.
В Аргаде хранится одежда Соодой-ламы, которую монах оставил детям брата. Сейчас внучатые племянницы Санжидма Цоктоева и Дарима Раднаева вспоминают, как тяжело было скрывать это в советские годы. Но они помнили наказ великого родственника: «В одном из перерождений я вернусь за своей одеждой». Пока семейная реликвия помогла в восстановлении облика Соодой-ламы на цветных фотографиях. Отсняв одежду, не утратившую цвета, курумканские ламы на компьютере «переодели» великого йогина со старинной черно-белой фотографии.
— Вместе с одеждой хранилась записка о дате кончины Соодой-ламы. Я почти физически ощутил дыхание тех времен, прошлого века, — от волнения обычно сдержанный Олег Намжилов, ширетуй Курумканского дацана, долго подбирает слова.
Его коллеги из 37 дацанов со всей этнической Бурятии приехали в далекую Аргаду, чтобы лично поблагодарить жителей за спасение своих лам.
Примеры великодушия аргадинцы показали и когда из баунтовской «золотой тайги» сюда привезли более тридцати китайских юношей. Гастарбайтерам, по нынешним понятиям, власти выделили участок леса с пожеланием: «Если освоите, живите!» Они не только выжили, но и кормили урожаем с огородов весь район.
Только в Аргаде понимаешь, что горожане находятся в гастрономической ссылке, забыв, что такое свежие продукты без химии. В Аргаде мы впервые попробовали продукты перегонки молока, секреты изготовления которых утрачены в большинстве районов. Разнообразные виды масла, творога аргадинцы делают не только из коровьего, но и овечьего и козьего молока. А уж сортов сыра знают не меньше, чем французы. Только попробовав их, попив арсу, борзо, хурунгу (кисломолочные продукты) и архи, понимаешь всю серьезность шутливой расшифровки «Архи» — «Ах, родная, хорошо идешь!». Если молоко в Аргаде можно назвать «архиважным» продуктом, то умельцев в шутку — «архивариусами».
— Арсу и борзо для всех детей и внуков варю в большом котле. В послевоенные годы на этом детей и поднимали, — рассказывает мать-героиня Анна Раднаевна Хубусгеева. — А чем еще было кормить 10 детей? И ни разу они у меня не болели.
И это сохранение традиций во всем, от бережного отношения к природе до новых веяний. Даже школьный ансамбль с сугубо эвенкийским названием «Илюкчин» готовит к Алтаргане ехор эмигрантов — шэнэхэнских бурят. Токарь-сварщик Владимир Гармаев специально вернулся на родину, чтобы вырезать к приезду высоких лам ритуального зеленого коня. В Аргаде вспоминаются слова Бернарда Шоу: «Мы научились летать в небе, как птицы, плавать в воде, как рыбы, осталось только научиться жить на Земле, как люди». Научиться у аргадинцев.
Общество
2063
«Архиважные архивариусы» Аргады
Аргадинцев словно перенесли в современность из древности: они сохранили привычки питания предков, традиции почитания старших и гостей. И главное, готовность помочь в беде, пусть и ценой собственной жизни