Мамина шаль и собственная колыбель стали благодаря ей музейными экспонатами
Дом в селе Десятникове, где выросла сама Марья Тимофеевна, широко известен в Бурятии. Его всегда показывали гостям Тарбагатайского района, просто заезжим иностранцам: весь он, от забора до полов, украшен причудливой яркой росписью. Наивные кони и жар-птицы, глазастые барышни и усатые кавалеры вызывают в памяти картины знаменитого грузинского художника Нико Пиросмани. А созданы они были руками семейской женщины с тремя классами образования — матери Марьи Петровой.
Именно по женской линии передается родовая сила, уверена Марья Тимофеевна. Сама она, пройдя путь от учителя физкультуры до завуча, всю жизнь рисовала. В наследство от мамы, скончавшейся четыре года назад, достались ей краски и кисти, а еще — любовь к своей истории, к степенному и основательному укладу семейской жизни.
— Я все думаю, — говорит она, — ну где мои 15 лет, когда мама часами рассказывала мне про свою молодость… Ну почему я все это не записывала! И сейчас я только и стараюсь, что удержать это.
И это Марье Тимофеевне удается. На общественных началах в профессиональном училище № 36 в Тарбагатае она открыла крохотный музей, экспозиции которого, однако же, могут позавидовать и самые солидные учреждения этого профиля. Здесь и стенд по истории училища, и выставка, посвященная Великой Отечественной, но суть музея — это вещи, которые принадлежали тарбагатайцам прошлых веков. Многое Марья Тимофеевна принесла из собственного дома — тут и колыбель, в которой качали ее саму, ее мать и ее бабушку, и яркие «атласы» — шали, украшенные тончайшей вышивкой, и ожерелье из елочных бус, когда-то сиявшее на груди невесты. А кроме того, прялка и ткацкий стан, граммофон с набором пластинок, иконы, половики, одежда, домашняя утварь… Односельчане, услышав о создании музея семейского быта, принесли сюда то, что годами хранилось в их домах без нужды. Неизменно внимание посетителей привлекает стеклянная «четверть» — огромная бутыль с высоким узким горлышком.
— В такую входит примерно пять бутылок водки, — рассказывает Марья Тимофеевна. — Я своих учеников всегда спрашиваю: как вы думаете, насколько бы этого хватило? Они думают: ну, смотря на сколько человек… Минут на 30, на 40… А ведь на самом деле на три дня свадьбы на всех хватало одной такой бутыли! Выпили по рюмочке — поют, разговаривают… Не было раньше пьянства.
Музей учебный, просто так, как в публичный, туда не ходят. Но ребята, которые посещают у Петровой факультативные занятия, там частые гости. Кто же еще расскажет им, как повязывали кичку, что подавали на стол, как кланялись в пояс при встрече? Попадая в царство Марьи Тимофеевны, поневоле проникаешься духом старины, заботливо сохраненной ее руками.
А сама она готова идти еще дальше. Недавно Петровы переехали из благоустроенной квартиры в старинный дом, срубленный из массивных бревен. Кое-что от старой, «той» семейской жизни сохранили в нем и прежние хозяева. Но Марья Тимофеевна решила воссоздать в одной из комнат мир своего детства. Она мечтает нарисовать на полу такой же пестрый ковер, как когда-то ее мама, расставить мебель, сделанную сто лет назад вручную, украсить стены картинами с цветами и лошадками.
— Это мой мир, — говорит она. — Мой дом. Иначе я просто не смогу дышать…
Общество
1613
Тридесятое царство Марьи Тимофеевны
Марья Петрова из Тарбагатая хранит семейскую старину