Тема Байкальского края, объединяющего три субъекта Федерации –Иркутскую, Читинскую области и Республику Бурятия, была впервые озвучена Леонидом Потаповым, президентом Бурятии, в марте 2005 года
Если произойдет объединение Аги и Читы, эта идея станет еще более актуальной. Объединять три субъекта легче, чем пять, поскольку Усть-Орда и Ага, войдя в состав областей, уже не смогут голосовать по отдельности.
Сейчас Александр Тишанин, губернатор Иркутской области, объявил о намерении объединить Иркутск с соседними городами Ангарском и Шелеховым.
Этим он дает понять, что превращение областного центра в город-миллионер автоматически повышает его шансы выйти на столичный уровень. Какие возможности есть у Улан-Удэ в конкуренции с Иркутском за звание столицы Байкальского края?
Алдар Бадмаев, заместитель председателя городского Совета по предпринимательству:
— Несмотря на то что Улан-Удэ географически ближе к центру гипотетического края, Иркутск в настоящее время превосходит наш город по всем показателям: транспортной доступностью, экономически активным населением, размещением региональных офисов коммерческих предприятий и так далее. К тому же Иркутск расположен ближе к Байкалу, нежели наш город, и побережье озера освоено там лучше, чем у нас.
Если рассматривать новейшую историю экономико-территориального деления Восточной Сибири, именно Иркутск всегда выполнял функцию центра Байкальского региона. Улан-Удэ лишь на короткое время был столицей Дальневосточной Республики.
Управленческое лобби будет активно пробивать центр потенциального субъекта в Иркутске с тем, чтобы не идти на дополнительные затраты, связанные с перемещением офисов, неизбежным в случае переноса функций административного центра в Улан-Удэ. Также нужно отметить, что уже сейчас у нас в городе наблюдается растущий дефицит офисных помещений.
Доржо Дугаров, региональный координатор инициативной группы «Молодежное «Яблоко» — молодые демократы»:
— Обсуждение вопроса о столице Байкальского края — это дележ шкуры неубитого медведя. Даже если Улан-Удэ и станет ею, это не возместит утрату Республики Бурятия как последнего легитимного субъекта федеративных отношений, представляющего бурят-монгольский этнос в России.
Кроме того, Иркутск, даже если и не произойдет его превращения в миллионный город, все равно является центром крупной городской агломерации. Там сосредоточены большие финансовые, промышленные и человеческие ресурсы. Уже сейчас Иркутская область пытается состязаться за звание «опорного региона Сибири» именно благодаря своему областному центру и расположенным вокруг него городам. У нас в республике сейчас хотят сделать ставку на развитие туризма. Но туризм не будет являться основой экономики Байкальского края. Ими будут промышленное производство и энергетика, сосредоточенные в Иркутской области. А Бурятия в таком регионе станет туристической глушью, Улан-Удэ будет незначительным районным городом.
Сергей Краснопеев, президент некоммерческого партнерства «Новая элита»:
— Вообще необходимо понять, что такое Улан-Удэ, что под этим подразумевается. Город мог бы восстановить огромный кусок своей истории, вернув себе первоначальное название Верхнеудинск.
Подобное переименование сможет поставить город на несколько иной уровень, и под этим названием он вполне впишется в концепцию столицы Байкальского края.
Я бы рассматривал проект укрупнения как некий инструмент, который можно использовать для развития региона.
Бурятия либо может остаться в стороне от этих процессов, либо путем инициативы по созданию Байкальского края перехватить объединительный процесс у Иркутска и Читы. А инициатор и организатор уже может действовать более уверенно, может выдвигать свои условия и требования.
Под подобную инициативу необходимо начать привлекать сюда инвестиции, проекты. Недаром именно президент Бурятии первым заговорил о создании нового края. Таким образом, он хочет, чтобы инициатива была в его руках. Он бы мог затем не только переместить в Бурятию эпицентр объединительных процессов, но и создать здесь столицу Байкальского края, будь то Улан-Удэ, Иволга или что-то еще.
Евгений Замалиев, региональный координатор инициативной группы «Молодые за Родину»:
— Если Улан-Удэ станет столицей Байкальского края, я буду только рад, как истинный патриот и сын своей родины.
Я вижу несколько факторов, которые могут помешать этому. Прежде всего, отсутствие высококвалифицированных кадров. Потому что, несмотря на то что наши ребята талантливы, выигрывают олимпиады различного уровня, их уровень подготовки высок, отток молодежи из Бурятии очень большой. Вследствие этого в Улан-Удэ чувствуется недостаток грамотных управленцев. Так что нехватка кадрового потенциала может отрицательно сказаться на решении данного вопроса в нашу пользу.
Еще одним немаловажным минусом преобразования нашего города в столицу Байкальского региона является слабый экономический потенциал.
Кроме того, наличествует «модная» нынче коррупция.
Однако есть у Улан-Удэ и свои «плюсы». Это в первую очередь географическое положение города. Равноудаленность от Иркутска и Читы, близость Монголии и Китая (по сравнению с Иркутском), приближенность к Байкалу — сердцу региона.
Во-вторых, Улан-Удэ в последние годы стабильно развивается. Хоть и очень медленный, но все же рост есть.
Общество
2180
Станет ли Улан-Удэ столицей Байкальского края?
На этот вопрос попытались ответить предприниматели и молодые политики республики