Возраст от 3 до 11 лет — «золотой век» детского рисунка, считают педагоги и психологи. Как раз в это время дети внедряют весь свой опыт, наиболее ярко отражая свои мысли и чувства на бумаге
После 11—12 лет развитие рисунка приостанавливается и уже идет его усовершенствование, а работы детей становятся тематическими. Картины, изображенные детьми, могут о многом рассказать родителям, особенно если те внимательно следили за всеми этапами творчества своих чад с самого начала. Психологи же используют детские рисунки в качестве тестов, так как они позволяют судить об уровне развития ребенка. Но есть серьезные ограничения при исследовании.— Делать какие-либо выводы о психологических особенностях на основе одних лишь рисуночных тестов нельзя, это могут быть только предположения, — говорит Элина Гомбоин, психолог городского центра диагностики и консультирования. — Заключение может быть вынесено специалистом при сопоставлении особенностей рисунка с данными комплексного психологического обследования.Главный недостаток интерпретации детского изобразительного творчества — низкая надежность получаемых результатов. Это связано с тем, что существуют сотни толкований тех или иных свойств рисунка. Многие авторы трудов по психологии вообще не считают детские картинки подлинными тестами. Несмотря на существующие разногласия, имеется несколько общепризнанных и используемых большинством психологов методик, например тест Бака-Хаммера «Дом. Дерево. Человек». В рисунке человека можно обратить внимание на следующее:— многочисленные исправления, штрихи — признаки тревожности. При наличии страхов изображаются глаза огромного размера, заштриховывается радужка или весь глаз;— демонстративность проявляется прежде всего в украшательстве: бантики, перья на шляпе, рисунки на платье, или дети изображают определенный персонаж — короля, принцессу, фею, пирата;— большие кулаки, злое лицо, враждебная поза говорят об агрессивных тенденциях. Также об этом сигнализирует и большой, жирно нарисованный рот, иногда и с зубами (их дети обычно никогда не рисуют);— важнейший показатель — руки. Пальцы на рисунке должны присутствовать обязательно (к малышам это правило не относится). Причем они не должны быть сильно длинными или уменьшенными;— руки как бы прилипли к телу, а ноги сведены вместе — эта поза может намекать на замкнутость ребенка.Дом на картинке для ребенка — это его семья. Рисунок отражает представления малыша о домашней жизни. Разные части дома ассоциируются с разными сферами этой жизни. Двери и окна — связь с внешним миром, стены — опора и защита. Если малыш зарешетил окна — это знак его агрессивности. Забор вокруг дома — попытка защититься. Если дом получился слишком большим, значит, интересы ребенка, как правило, исчерпываются семьей. Для дошколят это вполне нормально, но у более старших детей должны к этому времени появиться новые увлечения.В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию связей с окружающей средой. Уменьшенным считается дерево, если оно занимает менее трети листа, а увеличенным — если весь лист. Наклонный ствол свидетельствует об импульсивности автора рисунка. Широкая крона — направленность на общение, а опущенные вниз ветки — частый признак упадка сил и сниженного настроения. Изображение корней дерева — показатель того, как ребенок относится к прошлому. Большие корни скорее свидетельствуют об острой потребности в опоре и привязанности, чем об их наличии. Подробное изображение коры указывает на боязнь агрессии и потребность в защите.Размеры рисунка также важны. Мелкие изображения намекают на снижение настроения, а огромные — частый признак тревоги. Также вас должно насторожить, если, рисуя, ребенок слабо нажимает на карандаш, линии получаются еле заметные, прерывистые (к малышам не относится): возможно нервное истощение.Главное — помнить, что рисунок отображает настроение своего создателя, а оно меняется час от часу. Ребенок не обязан соответствовать представлениям родителей о его развитии. Насторожиться нужно только в том случае, если странные рисунки сына или дочери появляются регулярно. Однако не стоит сразу ставить «диагноз». Взрослым нужно сначала обратиться к психологу и уже совместно с ним определить, есть ли повод для беспокойства.
Этапы рисования
Спонтанное черканье. К полутора годам дети делают первые попытки овладеть карандашом (фломастером, мелком), пробуют их взаимодействие с бумагой и другими поверхностями. След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно черкать. У малыша пока не очень развита координация движений между мозгом, глазом и рукой, поэтому он черкает на любой доступной поверхности — скатерти, стене и собственном теле. Причем ни правая, ни левая рука не является ведущей, также произволен и выбор цвета.— Еще нельзя говорить о направлении линии, это скорее штрихи, которые проводятся с наименьшим усилием, эмоционально-положительно окрашенное детское марание, — говорит психолог Элина Гомбоин. Организованное черканье. Ко второму году жизни малыш начинает инстинктивно подбирать удобное для себя положение карандаша в руке так, чтобы можно было управлять им. В это же время он начинает следить за границами листа, старается рисовать внутри. Как считают психологи, это первый признак, что сыночка или дочку можно понемногу приучать к порядку (собрать игрушки, принести свою кружку…). Затем ребенок переходит к освоению шести основных геометрических форм: крест, квадрат, круг, треугольник, клякса, косой крест. Во время работы ребенок может останавливаться и рассматривать рисунок, пытаясь раскрашивать его детали в разные цвета. Этап структурирования. Изображенный предмет имеет некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, кто или что это. Так, в изображении прямоугольной формы малыш узнает «машину» или «дом», а в изображении круглой формы — «мячик» или «солнышко». Он вновь и вновь повторяет их, испытывая огромное удовольствие. Но в его изобразительной деятельности пока еще нет замысла — рисование имеет характер игры. Последний этап — графические символы. Этот период у каждого ребенка наступает индивидуально. Рано или поздно малыш сообразит, что его малевание что-то обозначает, то есть он постигнет значение символики. Первый детский рисунок — это фигура человека, ее рисуют в возрасте около 3,5 лет. Позже появляются цветы, дома, автомобили, корабли, техника. Рисунок человека начинается с круга или овала (лицо). К 4-м годам дети к голове присоединяют ноги. Пятилетние малыши постепенно дорисовывают глаза, рот, нос в виде черточек, даже может быть намек на волосы. Позднее добавляются руки, которые ребенок может «прилепить» к голове или ногам. Туловище для маленького человечка не имеет принципиального значения и его малыши рисуют в последнюю очередь. В 6 лет появляются уши, возникают первые, самые незначительные различия в изображении женщины и мужчины. Далее уточняются пропорции фигур, дорисовывается шея. В 9 лет рисунки мальчишек и девчонок заметно отличаются. Девочки подходят к рисованию более творчески, занимаются украшательством, дорисовывают юбки, брюки (обозначение пола). В этом же возрасте дети стараются изобразить движение, а лица на рисунках приобретают выражение.
Не критикуйте, а хвалите
Поощряйте малыша, чтобы он рассказывал, что он нарисовал, и ни в коем случае не говорите, что, к примеру, слон вовсе не похож на слона. Дети мыслят совершенно иначе, чем мы, взрослые, и соответственно изображение зачастую нам бывает непонятно. Обязательно подробно подписывайте рисунки. Через год-полтора вы ни за что не вспомните, что имел в виду кроха. Малышу нужны похвала и признание, он не любит, когда мы судим его достижения. И, конечно, нельзя заставить ребенка рисовать, любовь к рисованию, скорость работы и количество рисунков глубоко индивидуальны. Детские шедевры не выбрасывайте, а обязательно сохраните. Лет через …надцать вам и вашему сыну (дочке) будет очень интересно смотреть на эти каракули. Рисунки можно наклеить на белую или контрастную бумагу и повесить на стену. Можно их заключить в рамку и поставить на видном месте. Или создать целую картинную галерею, прибив к стене деревянную рейку с гвоздиками и повесив на нее все рисунки.
Общество
3036
Точка, точка, запятая, минус — рожица кривая...
Что означают детские художества <br>
на бумаге