Рыболовецкое судно, именуемое ПТС «Гагарин», официально принадлежит Департаменту имущества города Москвы. Несколько лет назад мэр российской столицы Юрий Лужков приобрел в муниципальную собственность Усть-Баргузинский рыбокомбинат вместе с его движимым и недвижимым имуществом. В их числе оказался и «Гагарин»
Москвичи намеревались возродить некогда весьма успешное предприятие, но, увы, дальше намерений дело не пошло. Рыбокомбинат бездействует, оборудование вывезено, судно затоплено...
Чрезвычайное происшествие с ПТС произошло 1 мая 2004 года. «В тот день был сильный ветер, шел ледоход, — вспоминает события двухлетней давности Игорь Ильин, директор ООО «Усть-Баргузинский рыбозавод». — Накануне вечером бригадир сторожей менял на пирсе лампочки, все было в порядке, судно стояло на приколе, а в пять утра сторож увидел, как ПТС стало сносить ураганом с места».
Течением «Гагарина» унесло на середину русла реки, где он и встал. Позже его подтащили к берегу. Попытки поднять судно своими силами успехом не увенчались. С тех пор ПТС стоит поперек реки неподалеку от причала Усть-Баргузинского рыбокомбината. Над поверхностью воды видны лишь его мачта, нос да корма.
По версии Игоря Владимировича, кто-то из личной мести решил ему насолить, потому судно и оказалось на дне реки. Оно ушло под воду менее чем за час. Местные жители выдвигают иную версию: кто-то позарился на кингстоны (специальные пробки в днище ПТС, сделанные то ли из бронзы, то ли из латуни. — Авт.), чтобы сдать их в цветмет и таким образом заработать. По факту гибели рыболовецкого судна было возбуждено уголовное дело, но злоумышленники до сих пор не найдены.
Судоходству «Гагарин» не мешает, но вот угрозу экологии реки создает. По словам Николая Тюлькина, ныне заместителя главы Усть-Баргузинской поселковой администрации, а два года назад начальника отдела экологии, тридцатиметровое судно преграждает пути миграции рыбы, идущей по Баргузину на нерест.
О судьбе теплохода водоизмещением девяносто тонн было сообщено в Комитет природных ресурсов, в «Байкалкомвод» и экологическую прокуратуру. Последняя неоднократно направляла соответствующие предписания в Москву. Из российской столицы ни ответа, ни привета.
А между тем, как утверждают местные жители, есть немало желающих приобрести затонувшее судно. Поднять его со дна реки и переоборудовать в прогулочный катер мечтают иркутяне, которые уже успели приобрести в Бурятии несколько подобных судов для туристических целей. Жители Владивостока предлагают немалые средства, но по непонятным причинам москвичи не дают согласие на продажу «Гагарина». Они готовы его продать только вместе со всем рыбозаводом, который выставили на торги.
Государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы 16 декабря 2004 года объявило конкурс по продаже имущественного комплекса Усть-Баргузинского рыбокомбината.
На продажу выставлены объекты недвижимого имущества по двадцати позициям и объекты движимого имущества по 117 позициям. Среди недвижимого имущества предлагаются: проходная площадью 34,1 кв. м (одноэтажное брусчатое здание 1987 года постройки), контора площадью 450,9 кв. м (двухэтажное кирпичное здание 1985 года постройки), даже деревянная гостиница 1956 года постройки и т. д. Предлагается недвижимость и в поселке Курбулик: контора, конюшня, ледник и др.
Перечень движимого имущества превосходит предыдущий в несколько раз. На продажу выставлены «суперлоты»: лебедка с неисправным двигателем, разукомплектованные шкафы горячего копчения, молот ковочный пневматический, который восстановлению не подлежит, впрочем, как и баржа «Енисей», причал без ограждения, будка с прогнившими полами и т.д.
В списке значатся также шкаф сушильный, две картины на холсте, бетономешалка, насос и прочее, по поводу чего в перечне стоит емкое слово «НЕТ».
За все это оборудование, которое необходимо будет использовать строго по существующему профилю, хозяева предполагают получить не менее 4 миллионов 850 тысяч рублей. И ищут желающих купить это «добро» оптом уже третий год. Тем временем «Гагарин» покрылся илом и начал ржаветь.
Общество
1766
Судно Лужкова затонуло в устье Баргузина
Более двух лет оно лежит на дне реки, но хозяевам до этого нет дела