— Лесоперерабатывающая отрасль в течение нескольких лет занимает порядка 7 процентов от общего объема промышленного производства в республике и в ближайшие годы вряд ли возрастет, — рассказывает Юрий Добровенский, первый заместитель министра промышленности, производственной инфраструктуры
и технологий РБ
Подобное положение, по мнению зам. министра, обусловлено более интенсивным ростом других производственных сфер, к тому же сырьевая база — леса, пригодные к вырубке на деловую древесину, — в Бурятии ограничена.
Сейчас в отрасли занято около 15 тысяч человек. В республике работают полторы тысячи индивидуальных предпринимателей, каждый из которых производит порядка пяти тысяч кубометров обработанной древесины в год.
— На них приходится примерно 50 процентов лесопереработки, — говорит Виктор Сластин, исполнительный директор Ассоциации лесоэкспортеров. — Другая половина приходится на крупные компании, входящие в нашу ассоциацию. Их в республике порядка сорока, самой большой из них является Байкальская лесная компания. Семьдесят процентов продукции этой компании уходит на экспорт в Японию, Китай, Америку, Европу. Цена экспортного пиловочника достигает 420 долларов за кубометр.
Завод компании в поселке Ильинка Прибайкальского района оснащен автоматизированным оборудованием. Это станки по производству экспортных пиломатериалов, оборудование по распиловке и сушке древесины в составе трех линий «Storti», деревообрабатывающие станки «Waning» и сушильные комплексы «Baschild».
— У нас в стране такое оборудование, к сожалению, не выпускается, — говорит Евгений Пруидзе, генеральный директор компании. — Итальянская распиловка дает нам ощутимую экономию, так как толщина пропила у нее всего 3,5 миллиметра, тогда как наши пилы дают развод в 5,5 миллиметра. Казалось бы, небольшая разница, но опилок от итальянских пил намного меньше.
На производстве в Байкальской лесной компании в одной только Ильинке занято 320 человек. Прирост продукции составил по сравнению с предыдущим годом 201, 4 процента.
Сейчас компания начала работу в Еравнинском районе, где планирует построить лесопильный завод по проекту управления издержками. Все отходы производства в виде опилок и обрезков пиломатериала будут использоваться в качестве топлива для печей.
Однако есть у «лесных королей» и определенные трудности.
— Мы жестко привязаны к ценам на дизельное топливо. Всякое повышение цен на горюче-смазочные материалы для нас довольно чувствительно, — посетовал Евгений Пруидзе.
Кроме того, в копеечку обходится экспорт лесоматериалов, так как приходится платить солидные таможенные пошлины.
— Думаю, что с повышением пошлин на вывоз круглого леса надо вовсе убрать пошлины на экспорт обработанной древесины. И тогда воспрянет вся наша лесная отрасль, — сказал Леонид Потапов, президент Бурятии, во время посещения завода.
Тем не менее пока экспорт круглого леса из республики составляет 750 тысяч кубометров в год. На пиловочник приходится лишь 65 тысяч кубометров.
— Постепенно доля будет повышаться в пользу пиловочника. Так или иначе мы постараемся исполнить наказ президента РФ о доведении глубокой переработки древесины в России до 100 процентов, — сказал Виктор Сластин.
Общество
1905
Бурятская древесина идет на экспорт
Доля вывозимого из республики пиловочника будет неуклонно повышаться, вытесняя круглый лес