Общество
2736

Путь бурятского самурая

Чемпион мира по каратэ стал сэнсэем для своих земляков

Чтобы выжить и защитить себя от разгула криминала в Москве, уроженцы Бурятии начали заниматься восточными единоборствами. Обучать земляков взялся чемпион мира по каратэ Вениамин Гармаев. В сентябре группа под его руковод­ством начнет сдавать квалификационные экзамены на присвоение первых поясов и данов



Вениамин Гармаев из общения с земляками и на собственном опыте знает, как опасны стали улицы и метро российских городов для людей с нетипичной внешностью. Как-то он предложил одному из самых активных участников дискуссий о будущем народа, Геннадию Петрунину, собрать группу желающих заниматься каратэ. Тут же на сайте бурятского народа (СБН) появилось объявление, и на первую тренировку в спортзал клуба «Самбо» в начале весны этого года пришло 15 человек.
— Есть в этом что-то символичное, обрести своего учителя-наставника через столько лет. На тренировках Вениамин часто вспоминает те годы, когда я сидел на всех шпагатах, был гибким и шустрым. Задача, которую мы с тренером определили для меня, — это подготовка к соревнованиям в супертяжелом весе. С начала нового учебного года я буду ходить в основную группу для подготовки к участию в соревнованиях. Занятия бесплатные, что в наше время скорее исключение, чем правило, — рассказывает Геннадий Петрунин.
В том, что молодежь стремится овладеть рациональным, эффективным, овеянным тайной воинским искусством Востока, чтобы защитить свою жизнь без применения оружия, Вениамин не видит ничего удивительного. До окончания учебного года группа стремительно выросла, иной раз на занятиях насчитывалось до 35 человек. Если бы позволяло помещение зала, тренировалось бы и до сотни человек. На занятия ходят как «старожилы» СБН, так и новички, а также друзья и знакомые по рекомендациям.
— Эти тренировки не только прекрасный способ поддерживать себя в форме, но и повод для встреч и общения в приятной и здоровой обстановке. И в этом немалая заслуга Вениамина Ринчиновича. Он — настоящий профессионал и не дает особо расслабиться на тренировке, — пишет посетитель под ником Шараа хубуун.
Студентка Соник считает каратэ гармоничным видом спорта, так как нагрузка и растяжка идут на разные виды мышц.
— После двух часов тренировки чувствуешь себя выжатой и в то же время с позитивным настроением! Кроме того, я просто сражена преподаванием Вениамина! Импонируют как его чувство юмора и обаяние, так и само преподавание. Несмотря на большое количество ребят, он подходит к каждому, у кого замечает ошибки, поправляет. Сначала мы отрабатывали какие-то общие моменты, удары, ката, теперь же начинаем уделять внимание каждому движению, тренируем приемы в спаррингах. Уже запомнила многие слова—названия ударов и прочих действий на японском. Можно плавно перейти к изучению языка, — отзывается Соник.

Каратэ как предчувствие
Начало пути будущего чемпиона и сэн­сэя — обычное детство городского парня из улан-удэнского «шанхая». Так в молодежной среде назывались кварталы за Удой. Выяснение отношений между группировками нередко проходило в форме уличных боев.
Повзрослевший «чанкайшист» Вениамин Гармаев считает, что про школьную жизнь вспомнить особо нечего. Больше всего болтался на улице со своими друзьями. Боролся за «идеи» Чан Кайши. Для историков Бурятии навсегда останется загадкой, почему в качестве названий молодежных группировок чаще всего звучали восточные имена: чанкайшисты, хунхузы, самураи… А в комнатах висели размытые фотографии Брюса Ли.
— Как и любая молодежь, я увлекался музыкой, в то время действительно было что слушать. «Пинк Флойд», «Назарет», «Алан Парсонс Проджект», «Юрайя Хип», «АББА» и т.д. Конечно же, «Битлы» и «Роллинги», но больше всего я любил «Смоки». Подбирал на гитаре композиции «смоков», переписывал слова на слух, а затем выносил на суд зрителей, говорили, что похоже. Конечно, были уличные потасовки, но я думаю, что это не самое интересное... — мягко уходит от неудобной темы Вениамин.
В отличие от нынешних времен, в восьмидесятые годы считалось позором, если парень не отслужил в армии. Вениамина призвали в войска ПВО. Сейчас трудно в это поверить, но за увлечение каратэ, запрещенным видом восточных единоборств, в годы застоя могли посадить в тюрьму. Правда, единственную маленькую лазейку чиновники от КПСС все же каратистам оставили: тренироваться разрешили под эгидой спортивного общества силовиков «Динамо».
— У нас была «крыша» МВД и мы могли спокойно заниматься этом видом единоборств. За это нам приходилось иногда дежурить в парке Горького, но, слава богу, не было ни одного инцидента, — вспоминает будущий чемпион.
После полученной травмы на тренировке Вениамину пришлось временно оставить занятия. В этот же период на глаза попалось объявление о наборе в группу ушу, не долго думая он отправился на тренировку.
— Очень все понравилось, мягкие, пластичные движения. Так начался мой путь в познавание ушу. У меня был очень хороший учитель, который многому меня научил. Но через восемь лет совместных тренировок мы расстались. Меня притягивало к себе каратэ с более жесткой школой борьбы, — вспоминает Вениамин Гармаев.

Не японец ли я?
В начале 90-х годов Вениамин перевелся в институт физкультуры, где познакомился со своим будущим, а теперь уже настоящим учителем по каратэ, благодаря которому и стал успешным спортсменом. Оглядываясь на прошедшие годы соревнований, он затрудняется выделить что-то особенное.
Ведь для участника все турниры очень похожи друг на друга: высокий накал страстей и эмоций на каждом, особенно на международных.
— Я думаю о своем выступлении. А что происходит вокруг — уже мало волнует, особенно перед стартом. После выступлений, когда накал страстей уже утихает, спортсмены и тренеры зарубежных команд подходят и поздравляют, если выступление удачное. Иностранцы всегда интересуются, не японец ли я. Их поражает, что я россиянин, — делится впечатлениями Вениамин.
Надо сказать, что в Стране восходящего солнца, где этот вид спорта считается культовым, к успехам каратистов из других стран относятся очень ревниво. Вениамин Гармаев — приятное исключение. Он не только буддист, но и тот, кого на Востоке называют «самураем» — человеком, готовым встать перед лицом любой опасности. Став сэнсэем — учителем для своих земляков, он сможет повести за собой других людей и не допустит, чтобы они заблуждались.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях