— Раньше в магазине на полках бутылки с водкой и вином стояли, — говорит Намсалма Чимитова, директор школы села Эрхирик. — А сейчас, кроме пива, спиртное не продают. Оказывается, запретили… А я думаю: почему водка исчезла с прилавка?
Эти слова педагога можно было оставить без внимания, если бы торговая точка, о которой идет речь, не находилась на территории учебного заведения, а точнее, в пристрое самой школы. Если бы не вывеска, можно легко предположить, что помещение является продолжением школы. На высоком крыльце магазина — стайка ребятишек, сейчас свободных от школьных занятий.Сразу при входе у окна расположены торговые стеллажи с пластиковыми и стеклянными бутылками с разноцветными наклейками — сейчас пивной ассортимент очень широкий. На недоуменный вопрос: «Почему на территории школы продают спиртное»? — Елена Иванова, владелица заведения, уверенно заявляет: «Мы не торгуем алкогольной продукцией. Пиво? Так нам разрешено им торговать Роспотребнадзором, согласно федеральному закону».На свет с готовностью выносятся документы, подтверждающие ее слова.Действительно, если от входа в школу до входа в магазин есть 50 метров, законодательство позволяет торговать в сельской местности спиртными и табачными изделиями. В городе же расстояние должно быть не менее 100 метров. Но авторы законопроекта наверняка не предполагали, что необходимое количество метров подсчитают от одного крыльца до другого практически одного здания.— Если захочет ребенок купить спиртное, он найдет такую возможность, — утверждает директор школы Намсалма Цыреновна. — Попросит какого-нибудь взрослого парня. Не в этом магазине, так на другом краю деревни. Логика педагога железная: коли это неизбежно, зачем отказываться от магазина.
с. Эрхирик: «Как только магазин появился, я перестала давать своим детям деньги на мелкие расходы. От греха подальше»
" align=left style="margin-right:16; margin-bottom:10; margin-top:10;">
Свободного помещения в школе предостаточно. Здание, изначально рассчитанное на 411 ученических мест, принимает сегодня 243 детей. Официально оно даже не введено в эксплуатацию, поскольку его строительство пришлось на годы перестройки — время анархии и неразберихи.
В просторном пристрое, прилегающем к левой стороне школы, по проекту предполагалось разместить мастерские. Но эта задумка так и не была воплощена в жизнь. В классах было так холодно, что учителя и ученики занимались в верхней одежде, а без перчаток замерзали руки. Здесь уж было не до пристроя, который вообще стоял без крыши, окон и дверей, с каменными полами. Поэтому помещение с радостью было отдано в аренду частному предпринимателю Елене Ивановой под магазин. Почему-то ни у местных властей, ни у дирекции школы не возникло вопроса: как же будут соседствовать рядом дети и алкоголь? Чашу весов перевесили меркантильные интересы. — Мы выживали за счет этого магазина, — честно признается Чимитова. — Назовем это спонсорской помощью. В этом году школу покрасили за счет этих денег. Каждый раз ехать на соревнования в районный центр или в город бензина нет. Бегу, прошу: «Елена Николаевна, дайте денег». Никогда не откажет. Вот такое у нас взаимовыгодное сотрудничество.
Чуть ли не достоинством считают частный предприниматель и руководитель школы тот факт, что спиртное детям не продается.
— У нас с этим делом строго, — говорит Иванова. — Я полтора года приучала детей, что ни алкогольные напитки, ни сигареты, ни спички им не дадут даже с запиской от родителей. Я знаю, сама бывший преподаватель с педагогическим образованием.Противниками продовольственного магазина обе женщины считают конкурентов. А население, якобы, даже требовало, чтобы в магазине торговали водкой. Однако обе умолчали, что жители Эрхирика поднимали вопрос о торговле спиртным на территории школы на депутатской сессии. — Это же нонсенс: в школе продают водку и сигареты, — возмущается Дарима Дамбилон, жительница Эрхирика. — Почему нельзя было открыть там магазин канцтоваров, аптеку или парикмахерскую. Больше пользы было бы. Непонятно, какие силы стоят за Ивановой, что ей такое позволено.В том, что водку заменили пивом, люди не видят решение проблем.
— Возле магазина собираются молодые люди, — отмечает Александра Герасимова, у который ребятишки учатся в школе, — пьют пиво, сквернословят. Чего только наши дети там не услышат и не увидят! Ничему хорошему не научатся.Обращения возмущенных людей заставили Жалсана Шарлаева, главу сельского поселения, обратиться за консультацией к юристу администрации района. Официальный ответ был получен незамедлительно: по закону торговля спиртными напитками и табачными изделиями не запрещается в 50 метрах от школы.— Там было написано, что мои запретные действия могут быть оспорены в судебном порядке… — сообщил по телефону Жалсан Шарлаев.
Общество
2073
За пивом… в школу
Бывшая учительница торгует спиртным на территории учебного заведения с молчаливого согласия педагогов и местных властей