Общество
1618

Утонул диван и уплыла стенка…

Несколько тысяч жителей Джидинского района пострадали от наводнения, однако помощь получат далеко не все

Улица станции Джида, которая находится в низине, похожа на разбросанную свалку. На обочине валяются непарные туфли и ботинки, крышки от кастрюль и всякая другая мелочь, вполне пригодная в хозяйстве. Это лишь малая часть того, что оставила после себя водная стихия



Заборы в этой части поселка словно расписаны черной краской неумелым художником. Кривая черта находится почти на уровне человеческого роста. Это наследил мазут, который вылился из двух хранилищ во время наводнения. Во дворах домов стоит стойкий запах нефтепродуктов.
Такого потопа в Джидинском районе не было 35 лет. После продолжительных дождей 10 июля река Джида и впадающие в нее речки стали выходить из берегов. Больше всех пострадали село Енхор и станция Джида. В Джиде затопило 60 процентов всей территории. Средний уровень воды держался на отметке 80—100 см два дня. В низинных местах вода поднялась до двух метров. Существенно пострадали от наводнения более полутора тысяч человек, которые сейчас остались без питьевой воды, потеряли урожай, а некоторые и все имущество.
— Люди суетились в своих дворах, спасая что еще можно было сберечь, — рассказывает джидинец Виктор Борисанов. — На моих глазах утонул диван, плавала мебельная стенка. Собрав документы и кое-какие продукты, мы забрались на крышу. Там и переночевали.
Республиканская денежная помощь пострадавшим будет оказана только частично. Средства из федерального бюджета пойдут на восстановление крупных объектов. А люди останутся один на один со своими проблемами.
В кабинете Геннадия Шмана, главы городского поселения пос. Джида, хранится стеклянная банка с грязно-желтой жидкостью, в которой плавают бурые хлопья. Это своеобразное «наглядное пособие» свидетельствует о том, какая вода сейчас находится в колодцах поселка.
— Около 100 колодцев вообще замыты, на них сорваны срубы, — рассказывает Геннадий Леонидович. — Санэпидемиологи занимаются обработкой колодцев. Но это бесполезное дело. Мы откачиваем воду, а она тут же поднимается.
Уровень подземных вод очень высокий. Земля настолько перенасыщена влагой, что стоит пройти дождю, колодцы вновь наполняются водой. Жители поселка пользуются привозной водой. Вначале воду для питья возили в пожарных машинах из скважины, которая находится на горе. Позже из районного центра выделили две водовозки. В день для населения хватает 12 кубометров воды — это две машины. По заключению местных эпидемиологов, она хорошего качества и пригодна для питья.
Все затраты на ликвидацию последствий наводнения легли на бюджет поселения. Только для подвоза воды, вывоза мусора, откачки колодцев и обеспечения населения грунтом для подсыпки размытых домов и приусадебных участков затрачено около 400 тыс. рублей.
— Ни к чему была проведена большая работа по определению общего ущерба, который вылился в 18 млн. рублей, — отмечает глава Джидинского поселения. — В среднем стоимость повреждений по каждому дому составляла от 30 до 100 тысяч рублей. В таком объеме никто возмещать этот ущерб нам не будет.
Некоторым жителям помогали организации, в которых они трудятся. Джидинцу Виктору Дудакову железная дорога выделила 4 тысячи рублей.



— Пообещали еще подкинуть, — говорит Виктор. — Я на эти деньги кое-какой ремонт сделал, а то очень печально все выглядело. Главное — весь урожай утонул.
Всего по Джидинскому району ущерб, нанесенный стихией, составил 106 млн. рублей. В Енхоре мощным потоком снесло мост, к тому же село накрыла сель. После спада воды грязь на строениях лежала 20-сантиметровым слоем.
— Последствия очень серьезные, конечно, — сообщил Геннадий Бутаков, начальник отдела ГО и ЧС Джидинского района. — Не осталось ни одного рабочего моста. Сейчас движение разрешено по Зарубинскому и Желтуринскому мостам автотранспорту грузоподъемностью не выше 3,5 тонны.
Хотя ущерб частного сектора вылился в 29 млн. рублей, из резервного фонда правительством Бурятии выделено 4 млн. 377 тыс. рублей гражданам, проживающим только в двух населенных пунктах: поселке Джида и сельском поселении «Енхорское». Деньги в район пришли 28 августа.
Собственникам жилья, у которых дома подверглись полному затоплению, загрязнению нефтепродуктами и признаны непригодными, на лицевые счета поступят по 10 тысяч рублей на каждого члена семьи. Тем, кто пострадал частично, — 1525 рублей.
— В остальных населенных пунктах страшной ситуации нет, — успокаивает Геннадий Бутаков. — Вода пришла, вода ушла. Может, в несколько домов зашла, отсырело там. Ну, огороды пострадали: картошку замыло. Такой ущерб не возмещается.
В поселке Петропавловка, на который не распространилась республиканская помощь, в тяжелом положении оказались пожилые одинокие люди. Ущерб здесь составил около двух с половиной миллионов рублей.
— Я сам одной бабушке по­обещал осенью привезти два куля картошки, — рассказывает Иван Филиппов, глава сельского поселения «Петропавловское». — Мы и ущерб подсчитывали из расчета: посадили один мешок картофеля, должны были выкопать пять. Для многих ведь это второй хлеб.
Иван Васильевич наивно надеется на вторую очередь помощи от президента РБ. В районном центре размыты дороги, необходимо завозить гравий, а в бюджете поселения не так уж много денег.
Из районного бюджета 2 млн. рублей отправили на восстановление дорог. Большие трудности с ремонтом пострадавших двух школ, участковой больницы, котельной в Джиде, амбулатории в Енхоре. Енхорцы теперь добираются до райцентра, делая дополнительно крюк в 120 километров.
В 1971 году после сильного наводнения в Джиде построили так называемую дамбу. Она представляла собой обычный защитный вал из земли. Нынешнего испытания она не выдержала. На строительство новой дамбы нет средств, а значит, не наученные двумя наводнениями люди по-прежнему не защищены от природных катаклизмов.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях