— Мы очень долго ждали этот закон, — сообщила Татьяна Тармаева, начальник отдела по обращению граждан администрации президента РБ. — До его выхода право на обращение граждан было единственным конституционным правом, которое не было урегулировано федеральным законодательством
2 ноября этого года вступает в силу Закон РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан в РФ». Впервые работа с устными и письменными заявлениями будет регулироваться нормами общенационального законодательства. Сделан серьезный шаг по защите конституционных прав и законных интересов человека.
— Нельзя сказать, что в новом законе появилось что-то революционное, — говорит Татьяна Тармаева. — В целом сохранены прежние нормы, определенные еще Указом Верховного Совета СССР.
Ужесточены сроки рассмотрения обращений. По новому закону заявление обязаны зарегистрировать в течение трех дней. Срок прохождения к конкретному лицу для подготовки ответа составляет 7 дней. На рассмотрение дано 30 дней. Если же вопрос требует более глубокого рассмотрения с подключением, к примеру, следственных органов, этот срок может быть продлен еще до 30 дней.
Если по истечении этого периода гражданин не получил ответа или был обижен действиями конкретного чиновника, который должен дать ответ, он вправе обратиться в суд для возмещения морального ущерба.
В новом законе заложены нормы, по которым ответ на обращение может не даваться. Это в том случае, если в заявлении не указываются фамилия и имя гражданина и не содержится адрес, по которому необходимо отправить ответ. В правовом документе нет термина «анонимное». А также без ответа останутся те обращения, в которых содержатся нецензурные, оскорбительные выражения, угроза жизни, здоровью должностных лиц и членов их семей.
— В ответах на письма, где указывается недовольство судебными решениями, мы вправе только разъяснить порядок обжалования в суде, — пояснила Татьяна Тармаева. — Если гражданин обращался неоднократно по одному и тому же вопросу и ему давались письменные разъяснения, то в этих случаях мы тоже вправе оставить вопрос без рассмотрения, при этом уведомить заявителя.
Институт права обращений граждан в России зародился еще в 1797 году с утверждением на Руси «судебника», который предоставил людям разрешение подавать челобитные самому государю. На протяжении трех последующих веков формировалось само право на обращение.
До сего времени порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб определялся Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года. Время диктовало, что некоторые положения надо менять: стали другие подходы, требования к обращениям граждан.
В 1993 году после принятия Конституции законопроект рассматривался в обеих палатах Федерального Собрания РФ. Несколько раз возвращался на доработку. В 1998 году его отклонил президент РФ в связи с рядом противоречий с Конституцией.
В большинстве регионов стали появляться свои правовые документы. Такой закон также был принят в 1997 году в Бурятии. В нем предусматриваются основные положения, порядок рассмотрения обращений. Согласно ему составлен график приема по личным вопросам, начиная от президента и заканчивая заместителем председателя правительства РБ, руководителями министерств и ведомств. Эта система продолжает работать по сей день. В первый понедельник каждого месяца у президента РБ на приеме бывают по 25—40 человек.
— В прошлом году в администрацию президента РБ поступило 1715 обращений, в первом полугодии этого года — 1700, — сообщил Николай Антонов, первый заместитель руководителя администрации президента и правительства РБ. — На первом месте стоят вопросы социального характера, на втором — жилищные, на третьем — жалобы на работу правоохранительных органов. Остальные заявления касаются образования, здравоохранения, культуры.
В основном жители Бурятии интересуются льготами, предусмотренными для ветеранов. Люди недовольны размером пенсий, реформой ЖКХ, высокими тарифами. А также просят выделить материальную помощь, обеспечить жильем, оказать содействие в переводе с коммерческого обучения на бюджетное.
Общество
1579
Анонимные «челобитные» останутся без ответа
— Мы очень долго ждали этот закон, — сообщила Татьяна Тармаева, начальник отдела по обращению граждан администрации президента РБ. — До его выхода право на обращение граждан было единственным конституционным правом, которое не было урегулировано федеральным законодательством