Для изготовления одной метлы требуются 20 двухлитровых бутылок, деревянный черенок, проволока и леска. Самые красивые веники — голубого цвета — получаются из «Куки»
Дыжит Будаева в прошлом библиотекарь с двадцатилетним стажем. Когда зарплату, и без того небольшую, стали регулярно задерживать, она решила уйти в торговлю. За десять лет что только не продавала: парфюмерию, фрукты, меха, газеты. Этим летом Будаева случайно наткнулась в Интернете на статью, в которой рассказывалось о чудо-метле. Ее изобрел агроном из города Назарова Тимур Дубинников. Однажды он разрезал пластиковые бутылки вдоль горлышка на неширокие полоски и понял, что держит в руках веник!
Но на практике оказалось, что полоски очень мягкие, не метут, а гладят. А вот если скрутить пластиковые ленты в эластичные жгуты — получается то, что надо. Такой инструмент способен выметать даже металлическую стружку. Для скручивания жгутов пришлась придумать специальный прибор, в котором пластик нагревался до определенной температуры. Чуть перегреешь — выделяются токсические вещества. Для оптимальной толщины одной метлы нужно сто жгутов длиной в 60 сантиметров.
Жгуты перегибают пополам и стягивают леской «в юбочку». Ее насаживают на черенок. Для своеобразного корсета применяется воронкообразная часть бутылки. Она скрывает торчащие узелки и очень украшает метлу, названную в честь знаменитого персонажа русских народных сказок бабой-ягой. Назаровские дворники пришли в восторг от новой помощницы: метла прочная и способна работать полтора года при ежедневной восьмичасовой эксплуатации. Срок службы ее предшественницы — березовой метлы — от силы две недели. На ежегодной российской выставке ремесел суперметла получила первый приз за лучшую бизнес-идею. Во время производства «бабы-яги» не происходит никаких выбросов в атмосферу, затраты на электроэнергию и исходные материалы минимальны.
Ноу-хау красноярца настолько зацепило Дыжит Дамбадоржиевну, что она загорелась идеей наладить производство сумерметел в Улан-Удэ. Оставила работу и вместе с близким другом отправилась в Красноярск. На удивление, в Красноярске ее встретили очень хорошо. Предприниматель Ольга Кондратьевна, у которой небольшой цех по производству «бабы-яги», устроила улан-удэнцев учениками.
— Самое приятное было, что мы встретили там двух женщин из Новой Бряни из Бурятии. Они нам так обрадовались, что взялись обучать, — рассказывает Будаева.
На освоение всех хитростей производства улан-удэнцы потратили два дня. Затем купили нагревательный прибор, приобрели патент на право производства, технические условия и полные надежд отправились домой.
Сладостное шур-шур
Помещение для «цеха» нашли просто — сняли квартиру. Пластиковые бутылки собирали утром, после ночных гуляний горожан.
— По мусорным бакам мы, конечно, не лазили, но здесь у нас рядом кафешка, приходили туда и брали, утром рано вокруг дома искали. В магазин обращались. Пытались привлечь ребятишек, но они как-то неохотно отзывались, — рассказывает Дыжит Дамбадоржиевна.
В конце концов вопрос с сырьем решился. Бутылки теперь берут на приемных пунктах по 15 копеек за штуку. Активно помогают друзья. Да и сама предпринимательница часто выбирается на берег реки за необходимым материалом. Чтобы не тащить домой полные мешки, она прямо на месте режет их на полоски.
— Очень трудно их резать. Иногда за день так руки устают, что даже за ночь боль не проходит, — объясняет женщина.
Первые метлы появились в Улан-Удэ в конце августа. Предприниматели раздали их местным коммунальным службам, те, в свою очередь, вручили их лучшим дворникам на испытание. Оказалось, что «бабой-ягой» особенно удобно убирать листву и выметать окурки из травы.
— Я две метлы купила про запас, — говорит Мэдэгма Дылыкова, дежурная по переезду на Мелькомбинате. — Зря про запас, одна еще много лет прослужит. Удобная, не вертится, не крутится. Обычные надо все время менять, а пластиковыми работать одно удовольствие. Крепкая, не ломается, очень удобно выметать из травы окурки.
Однако были и отрицательные отзывы. Оказалось, что «баба-яга» не очень хорошо метет мелкий песок на асфальте.
Дыжит Будаева дает своим изделиям гарантию на полтора года при ежедневной восьмичасовой работе. К тому же суперметлы смотрятся очень красиво: ярко-зеленые, коричневые, голубые. Для личного подворья такая метла не просто инструмент, но и украшение.
Заказов становилось все больше, но тут Дыжит Дамбадоржиевна столкнулась с неожиданной проблемой: не выдержав темпа, ушел напарник, с которым затевали дело. Теперь женщина одна с утра до ночи режет, моет пластиковые бутылки, скручивает жгуты.
— Очень тяжело, конечно, было. Руки в кровь сбивала, пока проволоку эту натягиваешь. Когда юбочку делаешь, еще не так тяжело, а вот когда на черенок надеваешь и проволокой затягиваешь... Это мужская работа, — делится женщина.
Однако, несмотря на трудности и пока небольшие прибыли, она не собирается оставлять начатое дело.
— Наши цветные метлы теперь подметают улицы Советского, Железнодорожного районов. Мы планируем отнести суперметлы на заводы, в автомастерские, на стройки. Я взялась за это дело еще и потому, что у нас много мест, где не пользуются суперметлой: Чита, Иркутск. Хочется надеяться, что и здесь наше дело пойдет и, идя через год по родному Улан-Удэ, мы то и дело будем слышать сладостное шур-шур, которое издает наша метла, а главное, наш город станет чище, — убеждена Дыжит Будаева.
Общество
2370
Улицы Улан-Удэ метет «баба-яга»
Дыжит Будаева делает для улан-удэнских дворников суперметлу из пластиковых бутылок