Общество
1293

Колесо «Сибирского транзита» покатилось в неизвестность

Какой город следующим примет театральный фестиваль, осталось загадкой

«Сибирский транзит» впервые прошел на гостеприимной бурятской земле. В нем приняли участие девять приезжих коллективов и три местных. Торжественное открытие прошло 26 сентября на площади перед театром бурятской драмы



В течение недели столица Бурятии наслаждалась встречей с искусством. На сценах улан-удэнских театров ежедневно шли по два-три спектакля, на которые было не так-то просто попасть — билеты были раскуплены заранее. Порой не всем желающим находилось место в зале, поэтому зрители располагались даже на ступеньках между рядами.
А однажды, войдя в зал, зрители, к своему огромному изумлению, обнаружили на сцене плотный ряд стульев. Оказалось, что спектакль, который им предстояло увидеть, камерный, поэтому зрители должны располагаться на сцене. «Зрители все прибывали, напряжение в зале росло, не всем достались места. И вдруг, совсем неожиданно, начался спектакль, — делится своими впечатлениями одна из студенток ВСГАКИ. — Не гас свет, не звенел звонок, нет! На сцене вдруг появился высокий человек в сером плаще с громкоговорителем. По залу прокатился шепоток: «Началось». И, действительно, начался спектакль «Король умирает» Э. Ионеско, представленный Омским академическим театром драмы. Именно эта творческая работа удостоена сразу двух премий фестиваля. Вячеслав Кокорин отмечен жюри в номинации «За лучшую режиссуру», а Михаилу Окуневу присуждена премия «За лучшую мужскую роль».
Премию «За создание лучшего спектакля-ансамбля» присудили спектаклю «Тартюф» Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел». Героев Мольера режиссер Андрей Прикотенко перенес в день сегодняшний. Действие разворачивается на фоне декораций мясной лавки. По замыслу режиссера, это всего лишь искра, которая освещает тему — ханжество и лицемерие.



Постановка «Тартюфа» вызвала неоднозначную реакцию у зрителей, но последнее слово все же осталось за компетентным жюри, для объективности состоящего лишь из представителей центральных регионов России.
Премия «За лучшее сцено-графическое воплощение спектакля» присуждена художнику Алексею Паненкову за спектакль Томского областного драматического театра «Ричард III» по пьесе Шекспира.
Спектакль Томского областного ТЮЗа «Калека с острова Инишмаан» по пьесе английского драматурга Мартина Макдонаха отмечен премией «Новация», а премия «Алтаргана» «Надежда» досталась Татьяне Антоновой за дебют в роли Лизы Бричкиной в спектакле Русского республиканского драмтеатра имени Лермонтова из Абакана.
Не остались без наград и наши земляки. Народный артист Бурятии Сергей Панков признан лучшим исполнителем мужской роли второго плана за роль Фирса в спектакле «Вишневый сад», а Содному Хажитову, исполнителю роли Буубэй хана в спектакле «Бальжин хатан», присуждена премия «Алтаргана» «За честь и достоинство».
Шестой фестиваль «Сибирский транзит» отличался от предыдущих тем, что отбором спектаклей занимались представители регионов, а не экспертный совет. Именно этот факт вызвал недовольство московских критиков. Некоторые театры привезли в Улан-Удэ те спектакли, которые были поставлены несколько лет назад, но на фестивалях подобного уровня так не должно быть, говорит Ирина Мягкова, председатель жюри:
— Я за то, чтобы на «Транзите» были свежие постановки, это было бы интереснее.
Несмотря ни на что, фестиваль в Улан-Удэ прошел «на ура». Это отметили и его участники, и организаторы, и театральные критики.
— Это здорово, что в Улан-Удэ собрались совершенно разные творческие коллективы со своей концепцией, со своими творческими возможностями, с великолепными актерами, — отметил на заключительной пресс-конференции Александр Кулябин, директор новосибирского театра «Красный факел», основоположник фестиваля «Сибирский транзит». — Фестивалю быть!
«Сибирский транзит» проводится ежегодно с 2001 года в разных городах Сибирского федерального округа с целью поддержки профессионального театрального искусства, приобщения широкой зрительской аудитории к лучшим театральным постановкам театров Сибири. По словам Александра Кулябина, организаторы берут небольшой тайм-аут, чтобы решить, где состоится очередной фестиваль. Но в том, что он обязательно состоится, сомнений нет. Колесо катится по кругу и обязательно докатится до столицы Бурятии еще раз.

Театры сибирские ничуть не хуже европейских


Ирина Лысюк, актриса Томского драматического театра:
— Я принимала участие в «Сибирском транзите» несколько раз. На прошлом фестивале нам не повезло — отыграли и уехали. А сейчас можем что-то увидеть. Хочется отметить работу новосибирцев. Очень интересно! Мне кажется, люди разучились мыслить, как-то проявлять фантазию. А здесь дается возможность фантазировать.
А зритель у вас очень благодарный. Да и на других фестивалях нас тоже очень хорошо принимали. Всегда ощущаешь большую поддержку театралов, а вот особой конкуренции я не чувствую, потому что все сибирские театры дружат между собой, много друзей, поэтому больше ощущаешь дружеской поддержки, нежели конкуренции.


Ирина Свободная, замдиректора по творческой работе Алтайского государственного театра для детей и юношества:
— Мы на фестиваль привезли спектакль по пьесе «Снегурочка», который назвали «Все о любви». Это синтетический спектакль, соединяющий в себе фольклорное искусство и драматическое действие пьесы Островского. За этот синтез мы и пострадали, жюри показалось, что синтез языческого фольклора с пьесой Островского не стыкуется. Зато мы очень вдохновлены, что зритель нас принял. Нам даже овации устроили. Скажу вам честно: как только фестиваль ушел из рук основателей, он стал терять одно за другим свои достоинства. Перестали играть гимн «Сибирского транзита». У вас его даже и не вспомнили.


Татьяна Тихонец, член комиссии по критике Союза театральных деятелей России:
— Впечатления от увиденного разные. Этот фестиваль отличается неровностью спектаклей, потому что спектакли отбирал не экспертный совет, а предлагали сами территории. Порадовало, что зрители Улан-Удэ смогли посмотреть разные спектакли, театры, стилистики. Для студентов это большой подарок, они многое открыли для себя в мире театра. Я немножко знакома с бурятской драмой. Те спектакли, которые я видела раньше в постановке Бальжанова, мне казались интереснее. А вот «Бальжин хатан» — это не очень зрелая работа молодого режиссера и, самое главное, там очень серьезные проблемы с драматургией.


Валерий Архипов, главный режиссер Государственного русского драматического театра им. Бестужева:
— Я бывал на подобных фестивалях, но на «Сибирском транзите» впервые, потому что в этом регионе впервые. В целом впечатления очень приятные, потому что я вижу большой разбег между уровнями спектаклей, а это дает возможность получить представление о том, что существует в современном театре. Я вижу, что театры сибирские ничем не хуже театров европейских. Есть спектакли, которые хромают по эстетике, но у которых есть свой зритель.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях