— Пошла в очередной раз платить за коммунальные услуги и, как обычно, зашла посмотреть, как там наш дом, — рассказывает 35-летняя Марина Булыгина. — А барака нашего-то и нет, снесли
Тяжбу из-за потерянного жилья Марина Булыгина ведет с ООО «Жилстройинвест» уже полгода. По мнению пострадавшей, сносить дом без ее согласия строители права не имели и уж в любом случае обязаны предоставить ей новое жилье, чего делать не хотят. У компании на этот счет своя позиция — женщину просто не могли найти на протяжении долгого периода времени, а когда она объявилась, то от предложенного жилья отказалась, затребовав 3-комнатную благоустроенную квартиру. Точку в затянувшемся разбирательстве должен поставить суд — 2 октября Марина Булыгина подала исковое заявление в судебные инстанции. По ее словам, до этого времени она просто не знала, что делать.
Деревянный четырехквартирный дом, в котором некогда проживала истица вместе с сыном, сестрой и племянницей, находился по адресу: ул. Ключевская, 42. Сейчас на этом месте ведется активное строительство второй очереди многоквартирного дома, подрядчик — ООО «Дарханстрой».
По словам Марины Булыгиной, в деревянном бараке она прожила почти всю свою жизнь. В нем была и прописана вместе с родственниками. Наличием правоустанавливающих документов на жилплощадь никогда не интересовалась, честно признается женщина. Даже после смерти матери в 1999 году не позаботилась о переоформлении ордера на свое имя, что впоследствии стало причиной немалой головной боли.
Другие три семьи, проживавшие в этом же бараке, оказались не в пример дальновиднее. Дом постройки 1940 года был включен в список признанных аварийными по Октябрьскому району еще в 2001 году. Соседи успели получить квартиры по программе ветхого жилья, но секретом своей удачи с Булыгиными не поделились.
Так и прожила Марина Владимировна в бараке вместе с родственниками до прошлого года, до тех пор, пока прямо под боком не стали строить новый многоквартирный дом и жить стало просто невозможно. Они переехали в поселок Лазо, в дом своей бабушки.
Булыгина уверяет, что платить за квартиру по ул. Ключевской, 42, она никогда не прекращала, и регулярно наведывалась на старое место жительства. Но в марте 2006 года на месте родного дома не увидела ничего, даже бревнышка.
Как показала проверка, проведенная прокуратурой Октябрьского района, барак был снесен месяцем раньше. Акт обследования, составленный 16 февраля, гласит, что в доме никто не проживал, отсутствовали двери, окна, предметы домашнего обихода.
Когда хозяйка обнаружила потерю родного очага, она сразу обратилась в ООО «Дархан-строй», фирму-подрядчик развернувшегося строительства, а затем и в ООО «Жилстройинвест», которому земельный участок, где находился дом, был предоставлен решением Комитета по управлению имуществом г. Улан-Удэ. Обивать пороги организации ей приходилось неоднократно, но все безрезультатно. Однажды предоставить жилье ей все-таки пообещали, но это обещание, по ее словам, так и не было исполнено.
Это заявление не имеет под собой никакого основания, прокомментировали в ООО «Жил-стройинвест». Жилье взамен утерянного женщине предлагалось неоднократно, но она даже отказывалась съездить посмотреть на него и, более того, стала требовать 3-комнатную благоустроенную квартиру.
Истинность этих слов подтвердили и в отделе жилья администрации Октябрьского района. По словам специалистов, Булыгина пригрозила, что обратится в суд, в чем с ней и согласились. По мнению чиновников, высудить ей удастся только жилплощадь, равноценную утерянной, то есть неблагоустроенную комнату 16—18 квадратных метров. Таковы стандарты нового Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 года. Согласно ему, получить благоустроенную квартиру с учетом количества членов семьи и разности полов уже невозможно.
Комментарий юриста
Жители домов, подлежащих сносу, вправе требовать благоустроенное жилье
Олег Викулов, адвокат:
— Статья 89 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 года, гласит, что жилье, предоставляемое гражданам в связи с выселением из жилья, которое в данном случае признано непригодным для проживания, «должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта». И так как в Улан-Удэ есть и канализация, и централизованное отопление, и т.п., выселяемым обязаны предоставлять именно благоустроенные квартиры. Еще одно прописанное условие — новое жилье не должно уступать ранее занимаемому жилому помещению, даже если старый дом был площадью хоть 90 кв. м.
Кроме того, существует такое понятие, как «норма предоставления на человека», в каждом регионе она устанавливается своя, но не менее 9 кв.м. Таким образом, раз в случае Булыгиных на Ключевской, 42, на момент сноса были прописаны 4 человека, они имеют право рассчитывать на благоустроенную жилплощадь не менее 36 кв.м.
Для того чтобы доказать свое право на новое жилье в соответствии с действующим законодательством, достаточно сведений о регистрации по месту проживания в паспортно-визовой службе (соответствующий штамп в паспорте), договора социального найма и ордера (если сохранился старый, по-скольку по новому Жилищному кодексу РФ ордера не выдаются).
Общество
1379
Снесли дом за спиной хозяев
Юридическая безграмотность оставила практически без жилья четырех человек, в том числе двоих детей