Общество
1534

Страдательный урок с недействительным педагогом

Корреспондент «ИП» провел урок русского языка в гимназии № 33

Двадцать пять пар любопытных дет-ских глаз обитателей 7«В» класса устремлены на тебя, и нужно сообщить этому сообществу юных нечто новое и по возможности интересное. По крайней мере так, чтобы тебя не заподозрили в некомпетентности и в классе не возник хаос полной незаинтересованности в предмете. И в тебе, как в педагоге



Журналисту «ИП» предстояло на уроке русского языка за 40 минут учебного времени научить семиклассников одной из элитных школ города отличать действительные причастия от страдательных. А также правильно выделять морфемы или, проще, части слов — суффиксы причастий. Признаться, некогда я заканчивала филфак и даже целых полтора года работала в школе, но так и не поняла, как в жизни может пригодиться знание различий действительных и страдательных причастий, обозначающих признак по действию. И все же, добросовестно полистав методическое руководство под редакцией Федоровой, я за час до начала старательно приготовила план урока. Или что-то похожее на план.
Как заметила Лариса Петровна Содномова, учитель русского языка высшей категории, самое главное для современного учителя — подавать материал нестандартно и мыслить творчески — инновационно. В той школе, где я вела урок, учителя не только работают по специальности, но и занимаются научной работой, разрабатывая все новые и новые инновационные подходы.



Классы современных школ достаточно хорошо оснащены компьютерами, и все учителя проходят курсы пользователей. В общем, знакомы с компьютером и Интернетом. Правда, тетрадки проверяют и классные журналы ведут по старинке. И мелом еще, конечно, пишут. А вот пресловутых школьных указок я не видела. Педагоги предпочитают не пользоваться главным «указующим перстом» школьного антуража.
Перед уроком я, суетливо кроша мел, писала на доске предложения и словосочетания для объяснения нового материала. Строка почему-то была неровной и ползла наверх, и вообще пространство доски я использовала нерационально. Писать каллиграфически не получалось. Так что слова для «разминки» — первого этапа урока — пришлось записывать уже по ходу, стирая предыдущие фразы. На предложение открыть тетрадки, записать число и дальше работать ручкой лица подростков заметно скуксились. На предпоследнем уроке детям не особенно хочется писать. Они устали и внимание их ослабло. Но все же классический словарный диктант был проведен, так же как и работа по вариантам.
Во время опроса в классе периодически возникал «лес рук» и было весьма трудно отдавать кому-то предпочтение. В результате два особо активных оратора получили пятерки, а три просто активных — четверки.
Во время урока у кого-то зазвонил телефон, что строжайше запрещено по правилам школы. Обычно мобильные средства связи должны быть выключены и убраны подальше, так же как и mp3-плееры. Конечно же, на переменах все это богатство достается и активно демонстрируется.



Что касается внешнего вида… Джинсы надевать нельзя. И дети, и учителя одеваются лишь с легким намеком на строгий деловой стиль, но вполне со вкусом. Помнится, когда-то опале подвергались колечки и (не дай бог!) сережки в ушах у старшеклассниц. А сейчас украшения у девушек допустимы, если, конечно, это не вычурно и не вульгарно.
Творческий подход приветствуется во всем, и в одежде тоже. Это еще Чехов рекомендовал.
Поэтому за 10 минут до конца урока мои ученики выполняли творческое задание — сочиняли тексты с причастиями на тему «День учителя». Лестных для педагогов эпитетов дети придумали много. Особенно мне понравилось: «Лариса Петровна в восхищенной кофточке…».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях